Картинка

Комментарии экспертов Уголовная ответственность для нерадивых конструкторов давно существует

17 ноября 2011, 13:45

Персоны

Конструкторов, возможно, будут наказывать за ошибки тюрьмой. С таким предложением выступила Торгово-промышленная палата. Там считают, что это поможет прервать череду аварий на транспорте и в других отраслях экономики. Ввести уголовную ответственность предлагается для конструкторов самолетов, турбин и спутников. При этом им разрешат контролировать процесс производства и ремонта. На связи со студией "Вестей ФМ" директор по связям с общественностью Объединенной авиастроительной корпорации Ольга Каюкова.

"Вести ФМ": Ольга, по сути, речь идет о наказании за ошибки при конструировании. Есть ли статистика, какова доля аварий, которые происходят из-за таких ошибок?

Каюкова: Вы знаете, на самом деле доля таких аварий невелика. Преобладающие авиационные катастрофы, если мы о них говорим, относятся все-таки к человеческому фактору. Но, тем не менее, говоря об инициативе ТПП, нужно сразу оговориться, что уголовная ответственность главного конструктора самолёта существует давно. Она уже есть. И прецеденты в советской истории были. Если доказано, что катастрофа происходит ввиду какой-то конструктивной недоработки лайнера, то главный конструктор этого лайнера несет уголовную ответственность.

"Вести ФМ": А в чем же тогда новшество?

Каюкова: Вы знаете, сложно судить сейчас, на данном этапе, в чем же тогда новшество, потому что конкретной нет информации, собственно, что предлагает и какие поправки в закон о техническом регулировании предлагает ввести Торгово-промышленная палата. В современной системе авиастроения взаимодействие завода-производителя самолёта и разработчика самолёта выстраивается по тому принципу, по которому это сделано в мире. То есть и завод, где производится окончательная сборка и разработка самолёта - это одно юридическое лицо. Поэтому естественно... Это справедливо и о "Боинге", и "Эирбасе" и так далее, так далее. Аналогичным образом производится "Сухой Суперджет-100", то есть цех окончательной сборки самолёта и КБ - это одно юридическое лицо. Гражданские самолёты Сухого. Таким образом ответственность разработчика, в общем, существовала и в советское время и существует и сейчас в лице главного конструктора.

"Вести ФМ": Ну, вот в Торгово-промышленной палате говорят, что в советское время конструкторы следили за тем, как производится их детище, были допущены ко всему процессу производства, эксплуатации, ремонта. Контролировали обязательно ремонт. Насколько я понимаю, сейчас такого нет, ну, или, по крайней мере, в Торгово-промышленной палате считают, что такого сейчас нет, и к этой практике нужно вернуться. Но должен ли тот же конструктор отвечать за то, например, что в двигателе будут использоваться именно те сорта стали, которые он предложил или все-таки это задача других людей?

Каюкова: Ну, смотрите, здесь на самом деле проблема очень многогранная. Даже тот пример, который приводит господин Леонтьев в своем интервью "Российской газете" по поводу колесной пары на немецком поезде... То есть, понимаете, в России разработчик самолётов... Самолёт проходит сертификацию, самолёт проходит испытания. Каждый образец материала, который поступает на самолёт, проходит испытания. То есть все, от малейшего кусочка материала до конечного продукта уже в воздухе, все проходит очень серьезные испытания, причем, как вы понимаете, их проводит разработчик, но, тем не менее, надзор за испытаниями осуществляют сертификационные центры, независимые от разработчика. Таким образом, новый самолёт выходит на рынок, обеспечивая соответствие безопасности.

Комментарии экспертов. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация