Комментарии экспертов Черток до последнего сохранял остроту мысли
Персоны
Не стало одного из самых одаренных российских конструкторов в области ракетостроения - в Москве на сотом году жизни скончался известный ученый, соратник Сергея Королева Борис Черток. О судьбе ученого и масштабе его личности "Вести ФМ" поговорили с писателем, обозревателем газеты "Известия" Сергеем Лесковым.
"Вести ФМ": Скажите, насколько велика эта утрата для российской науки?
Лесков: Вклад Чертока в развитие ракетно-космической техники - одного из немногих направлений, где Россия сохраняет лидерские позиции, - конечно, высок. В то же самое время не надо преувеличивать влияние Бориса Евсеевича Чертока на нынешние дела, поскольку в сто лет если человек активно работает, то, видимо, эта область совсем уж загнивает.
"Вести ФМ": Борис Черток до последнего работал на предприятии, активно вел издательскую деятельность...
Лесков: Это верно. Это был совершенно уникальный человек. Вы знаете, в доме, где он жил, на улице Королева, когда-то проживало шесть Героев социалистического труда. Они все уже ушли в мир иной давно, и Черток много лет жил там один... Не один, а больше Героев соцтруда не осталось. Он был последний, кто был с Королевым на "ты". Причем в 1945 году, когда Королев приехал в Германию на поиски ракеты "Фау-2", Черток был даже его начальником некоторое время. Вы меня спросили о вкладе Чертока в развитие ракетно-космической техники - здесь просто не перечислить: он участвовал в создании первой ядреной ракеты, первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты, первого искусственного спутника Земли, первой в мире межпланетной автоматической станции, первого пилотируемого корабля. Он отвечал за системы управления. И системы управления, конечно, в те времена были очень надежные, чего не скажешь сейчас. Вспомните недавнюю совсем потерю именно, видимо, по этой причине спутника" Фобос".
"Вести ФМ": Скажите, а чем Борис Черток занимался в последнее время?
Лесков: Он преподавал в МГТУ имени Баумана по-прежнему, он писал мемуары. Совершенно бесценные мемуары. Между прочим, резонный вопрос, куда он тратил гонорары от мемуаров, которые издавались во всем мире. Он всю жизнь ездил на "Волге". Я представляю изумление сотрудников ГАИ, когда они видели такого старца за рулем. И только в последние годы его сыновья - у него два сына - заставили его пересесть с "Волги" на "Тойоту".
"Вести ФМ": Для того, чтобы водить машину в таком возрасте, нужно регулярно проходить медкомиссию, я так понимаю, он это с успехом делал?
Лесков: Он делал это с успехом. Хотя ходил, передвигался с великим трудом. Он, конечно, был уникальный человек. Моя последняя беседа с ним была весной этого года. Конечно, нельзя сказать, что он был физически немощен - так скажем, слаб, ему помогал передвигаться его личный водитель, но ясность мысли была потрясающая. И вот в этом парадоксе - немощь физическая, немощь тела и мощь разума - было скрыто досадное недоразумение и недолговечность человеческой жизни. Мне просто больно было на него смотреть, потому что очевидно, что его земной срок заканчивался, а мысль его была так же остра, как в лучшие годы.