Комментарии экспертов Пассажиры "Коста Конкордия" вправе требовать возмещения ущерба
Персоны
Возвращаемся к теме крушения лайнера "Коста Конкордия", напоровшегося на скалы возле итальянского острова Джильо. Его причиной стали многочисленные ошибки в принятии решений капитаном судна Франческо Скеттино. Об этом говорится в опубликованном сегодня заявлении компании, которой принадлежит лайнер. По словам судовладельца, маршрут судна пролегал слишком близко к берегу. Кроме того, капитан не следовал стандартным процедурам, выполнение которых предусмотрено в случае чрезвычайных ситуаций. В компании уточнили, что расследование причин аварии продолжается, но предварительное заключение указывает именно на человеческий фактор. На судне были более 100 россиян, часть из них уже вернулась на родину. Подробнее об этом "Вестям ФМ" рассказал руководитель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов.
"Вести ФМ": Георгий Автандилович, скажите, пожалуйста, в праве ли туристы в данном случае рассчитывать на компенсацию? На какую именно?
Мохов: Безусловно. В таких ситуациях возникает право требования. Пострадавшие пассажиры вправе требовать возмещения причиненных им убытков. Это и материальный ущерб, то есть стоимость круиза, потерянного отдыха, стоимость утраченных вещей, стоимость каких-то дополнительных услуг, которые они, возможно, будут оплачивать самостоятельно, и также компенсацию морального вреда, то есть нравственно-физических страданий, которые были причинены в результате этой катастрофы.
Размеры таких компенсаций сейчас еще не обсуждаются. Как вы понимаете, еще несколько прежде временно говорить о конкретных цифрах, но то, что это могут быть серьезные суммы. Европейское законодательство позволяет взыскать компенсацию морального вреда, особенно если этот вред причинен детям, особенно если этот вред связан со здоровьем, если у людей какие-то травмы, и калькуляцию этого морального вреда предстоит сделать пассажирам, исходя из степени причиненного вреда.
"Вести ФМ": В суд нужно будет обращаться пассажирам или какие-то другие органы Европейского Союза? Быть может компания – судовладелец сама захочет выплатить компенсации?
Мохов: Компания "Коста Круизес" очень известная компания на рынке, пользующаяся уважением. И я думаю, что они предпримут все усилия, для того чтобы во внесудебном порядке урегулировать любые требования пассажиров о компенсации причиненных убытков. Посмотрим, как они себя поведут.
Надо понимать, что они тоже находятся в некотором шоке, и до того, как пройдет официальное расследование и не будут установлены причины данной катастрофы, я так полагаю, они никаких конкретных предложений не делают. На сегодняшний день есть уже от круизной компании предложения о компенсации тем пассажирам, которые не смогут воспользоваться этим круизом в январе–феврале месяце. Они уже опубликовали это.
Ну, то есть они, безусловно, возвращаются стоимость самого круиза и 30% дают бонус на следующие круизные программы. Но это касается только тех пассажиров, которые не смогут путешествовать на этом круизе. А тех пассажиров, которые пострадали – на этот счет пока никаких сведений нет.