Картинка

Комментарии экспертов Решение ВАС не обрадовало турагентства

18 января 2012, 12:50

Персоны

Высший арбитражный суд принял решение, которому наверняка обрадуются все, кто часто ездит на отдых за границу. Судебная инстанция решила, что турагентства, то есть розничный продавец услуги, при отказе клиента от тура должен полностью возвращать всю уплаченную стоимость. При этом туроператоры вправе удерживать с агентов фактически понесенные расходы. На связи со студией "Вестей ФМ" руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров России Надежда Ефремова.

"Вести ФМ": Скажите, как вы оцениваете это решение Высшего арбитражного суда?

Ефремова: Вы знаете, конечно, положительного в нем мало. На самом деле, это не редкость в судебных разбирательствах, и достаточно часто туристическим агентствам, туроператорам не удается вернуть свои фактически понесенные расходы. К сожалению, это происходит. Что касается этого суда, то если читать решение всех инстанций - и первой, и второй, - то в одном решении фигурировало, что затраты агентства были признаны штрафом, а в другом решении они были признаны убытком, что не является фактически понесенным расходом. И я считаю, что именно в данном судебном деле стратегической ошибкой турагентства было то, что они уже не привлекли к участию в деле туроператоров, хотя бы в качестве третьего лица. Потому что, если бы оператор участвовал в деле, у него бы появился статус участника судебного дела и у него появилась бы возможность более подробно, внятно объяснить суду порядок взаимодействия с агентствами, с партнерами и объяснить, что вот эта штрафная санкция отеля - это именно фактически понесенные расходы.

"Вести ФМ": Надежда, скажите, я понимаю, что у нас не прецедентное право в России, но, тем не менее, могут ли теперь клиенты турфирм ссылаться вот на это решение суда и в случае какого-то спора с турфирмой требовать, чтобы вернули все деньги?

Ефремова: Нет, поскольку действительно право не прецедентное, требовать они этого не могут, они действительно могут, если у них будет в наличии это решение, они могут попросить приобщить его к делу. Но, приобщит ли судья и будет ли его учитывать - это исключительно на усмотрение самого судьи. И говорить о том, что теперь на это решение можно ссылаться, нельзя.

"Вести ФМ": Напомните, за сколько, в принципе, сейчас по закону клиент может отказаться от поездки, и какие штрафные санкции теоретически его вообще могут ожидать?

Ефремова: По закону о защите прав потребителей, об основах туристской деятельности у туриста есть право расторгнуть договор на любом этапе, то есть даже за один день до начала тура. Эти же законы подтверждают, что операторы или туристические агентства имеют право удержать фактически понесенные расходы по этому делу. Что касается штрафных санкций, у нас в России нет вообще такого понятия - штрафные санкции, оно есть в Европе. Их выставляют отели. Штраф могут выставлять также авиакомпании. И в зависимости от сезона штрафные санкции иностранных партнеров туроператора бывают разные.

Комментарии экспертов. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация