Комментарии экспертов Картина "Крик" существует не в единственном экземпляре
Персоны
Картина "Крик" Эдварда Мунка выставлена на торги аукционного дома "Сотбис". Оценочная цена лота 80 миллионов долларов. На ней изображена фигура человека, сжимающего руками голову, его лицо обезображено ужасом, рот широко открыт в отчаянном крике. Человек стоит на мосту на фоне кроваво-красного заката, а за спиной у него двое спокойно стоящих спиной к нему людей. Подробнее о полотне "Вести ФМ" поговорили с гендиректором "Сотбис Россия" Михаилом Каменским.
"Вести ФМ": 80 миллионов долларов – сумма просто астрономическая, за что платят такие деньги?
Каменский: В истории искусства самым знаменитым произведением является, очевидно, "Джоконда", а вторая картина по известности – это "Крик" Мунка, поэтому ничего шокирующего в этой цифре для меня нет, я думаю, что и для зрительской, и покупательской аудитории тоже. Работа эта существует не в единственном экземпляре. Мунк создал четыре версии этой работы, три из которых находятся в музеях.
"Вести ФМ": То есть они не доступны для покупателей?
Каменский: Да, три из них в музеях, и вот четвертая – последняя – находилась в частных руках. Торги пройдут в мае месяце в Нью-Йорке. Эта главная вещь торгов. И очень крупный норвежский бизнесмен представитель династии судовладельцев Питер Ольсен решил продать эту картину, не знаю, по каким причинам, но это его важнейшая вещь в его собрании. Отец его – Томас Ольсен – он был другом и покровителем Мунка.
"Вести ФМ": Вообще, эта картина "Крик" она с богатой историей, в том числе много суеверий, от нацистов спасали эту картину.
Каменский: От них спасали не эту работу. Как известно, Мунковские вещи и похищали из музеев, потом находили. Вот эти три вещи, которые находятся в музеях, это две пастели и одна поздняя версия 1910 года – это все сосредоточено в Норвегии, в Осло, в музее Мунка и в Национальной галерее. Работа это, конечно, с колоссальным воздействием на зрителя. И она повлияла на всю историю искусства и XX, и XXI века, ощутима и сегодня, и в мультфильмах, и в современном искусстве.
Вот этот экспрессионистический крик он попадает в уши и глаза любого зрителя и не обязательно видеть эту работу живьем. Мощь этого произведения удалось передать даже с помощью литографий и репродукций в многочисленных альбомах. Это самое воспроизводимое в мире произведение искусства после "Моны Лизы". Это психологический опыт.
Мунк смог его изобразить таким непостижимым обычному человеку образом с помощью пастели, мелков, и последняя его версия 1910 года там еще использовано масло, то есть он с помощью самых простых, самых классических методов живописца.