Картинка

Комментарии экспертов Заявление министра об отказе от палочной системы – это свидетельство беспомощности

16 марта 2012, 21:06

Персоны

В Госдуме не смогли оценить кадровую работу МВД. Думский комитет по безопасности вынес на голосование предложение депутата-единоросса Александра Хинштейна, который предложил признать неудовлетворительной работу руководства МВД по оздоровлению кадрового состава. Голоса разделились поровну: девять - "за", девять - "против". В результате никакого решения принято не было. Александр Хинштейн прокомментировал заседание думского комитета в эфире  Радио "Вести ФМ".

"Вести ФМ": Что, по вашему, нужно изменить в работе с кадрами? И как всё-таки сделать, чтобы люди, подобные тем, которые пытали задержанного в Казани, не смогли попасть в полицию?

Хинштейн: Для этого процессы оздоровления системы должны носить реальный характер, а не бутафорский - так, как это происходит до сегодняшнего дня. И сегодня у нас очень бурно проходил комитет, более двух часов. И для меня, и для моих коллег стало, конечно, крайне неприятным услышать то, что пришедшие руководители, первые лица ведомства, заместитель министра, толком не могут объяснить, а какие же, собственно, выводы делаются и какие меры приняты. У нас, в частности, был сегодня заместитель министра внутренних дел Сергей Герасимов, отвечающий за кадровый блок. Напомню, что именно господин Герасимов выезжал в Санкт-Петербург после аналогичного громкого преступления в январе этого года, когда другие полицейские насмерть забили 15-летнего Никиту Леонтьева. Тогда звучали громогласные заявления о том, что больше такого не повторится. И вновь, на этот раз уже в Татарстан, выезжает господин Герасимов. На мой прямой вопрос: "А сколько раз вы будете ещё выезжать в другие регионы, где ваши подчинённые убивают людей? И что вы сделали для того, чтобы это предотвратить в будущем?", я не услышал ни одного внятного ответа, кроме общих рассуждений о том, что "мы формируем новый комплекс мер".

Я убеждён в том, что руководство МВД нынешнее себя дискредитировало. Оно по своим профессиональным качествам не в состоянии как-то кардинально изменить ситуацию. Об этом свидетельствует и та реакция, которая последовала на произошедшие события. Да, министр стучит кулаком. Да, он говорит о предательстве службы. Но, повторюсь, вновь не делается ровным счётом ничего. А корень зла, на мой взгляд, лежит в том, как провалилась реформа. Ведь она, по сути, свелась к профанации. Один только пример, чтобы всем было понятно. Одна из главных задач реформы заключалась в очищении её от недобросовестных сотрудников. Делалось это путём переаттестации. Министр говорил, что переаттестация будет проходить детально, и каждый милиционер, прежде чем стать полицейским, чуть ли не под микроскопом будет изучаться - его психофизиологические особенности, на детекторе лжи, наличие компроматериалов и прочее. Однако процесс переаттестации начался только в конце июня, а закончился он 1 августа. За период один месяц и одну неделю переаттестацию прошло в России, если мне не изменяет память, 875 тысяч сотрудников. Вот теперь вопрос. Кто-нибудь может поверить в то, что за один месяц такую армию сотрудников МВД можно, действительно, изучить, и это не процесс переписывания бумажек из милиционеров в полицейских, а реальная переаттестация. Ну, ответ совершенно очевиден. И вот вывод, который мы сегодня имеем.

"Вести ФМ": А почему не был сделан тогда однозначный вывод на комитете? Голоса разделились, и в итоге решение не было принято.

Хинштейн: Мне трудно оценивать действия моих коллег. Я полагаю, что кто-то из них, возможно, не хочет каких-то резких решений, резких выводов. Но я повторю - для меня совершенно очевидно, что добиться каких-то системных перемен и начать какой-то реальный процесс очищения системы можно, только сменив руководство. Ну, мы же не доверим с вами водителю, который уже в пьяном виде сшиб двадцать человек на дороге, снова, оставаясь в этом состоянии, сесть за руль со словами: "Ну, на этот раз он никого не собьёт".

"Вести ФМ": А что касается того самого отдела полиции "Дальний". Как вы считаете, расформирование этого отдела - это эффективная мера?

Хинштейн: Нет, это не эффективная, а популистская мера. Потому что мы не можем каждое подразделение органов внутренних дел, в котором происходят ЧП, пусть даже и такие резонансные, с такой жестокостью совершённые, как в Татарстане, их расформировывать. У нас, простите, ежегодно от рук сотрудников полиции гибнет от одного до нескольких десятков человек. И каждый раз мы будем расформировывать подразделение? А если в следующий раз убийство, не дай бог, совершит сотрудник центрального аппарата МВД, аппарата главка территориального органа. Мы этот орган будем расформировывать? Это, на мой взгляд, абсолютно неразумно. И заявление министра о том, что нам надо отказаться теперь от палочной системы, нужно начать новый системный отбор в полицию - это тоже свидетельство собственной беспомощности. Потому что о том, что от палочной системы отказались, Рашид Гумарович Нургалиев заявлял в сентябре прошлого года. На самом деле, этого не произошло. Просто количество критериев оценки эффективности работы сотрудников в два раза сократилось. А заявление о том, что заменять принципы критерия отбора - это тоже расписывание в собственной беспомощности. Потому что тогда, простите, а по каким же критериям вы до этого работали и громогласно заявляли о том, как у вас удачно прошла реформа? Мы все помним эпохальное выступление министра Нургалиева на коллегии в Костроме, где он заявлял ничтоже о том, что у него за спиной остался весь негатив, а дословно "в полиции теперь служат лучшие из лучших". Ну, вот мы и видим этих лучших из лучших.

Комментарии экспертов. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация