Картинка

Комментарии экспертов Обледенение могло ухудшить аэродинамику самолёта

3 апреля 2012, 13:30

Персоны

Двигатели разбившегося под Тюменью самолета компании UTair работали до удара о землю. Межгосударственный авиационный комитет обнародовал первые данные о катастрофе. Они основаны на расшифровке записей бортовых самописцев. Установлено, что после взлета лайнер набрал высоту около 200 метров, затем он накренился на правый борт, крен составил больше 35 градусов, потом самолет лег на левое крыло. В момент столкновения с землей крен составлял больше 50 градусов. Газета "Известия" написала, что авиакатастрофа могла стать результатом политики авиакомпании UTair. По данным издания, техническое обслуживание самолеты проходят за рубежом, а российский персонал занимается лишь предполетным обслуживанием. Эти люди имеют недостаточную квалификацию для того, чтобы найти и устранить серьезные дефекты. С комментариями для "Вестей ФМ" - летчик-испытатель, действительный член Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике Александр Акименков.

"Вести ФМ": Александр Вениаминович, накануне вы говорили, что причиной трагедии могло стать обледенение самолета. Могло ли оно произойти на высоте в 200 метров?

Акименков: Естественно. Кренение возникает из-за выхода на большие углы атаки, когда уменьшается поперечная управляемость, или же из-за обмерзания крыла и хвостового оперения. Происходит нарушение аэродинамики обтекания, в том числе управляемости самолетом. Конечно, можно было бы противодействовать кренению дачей педали, то есть рулем поворота, но я не уверен, что летчики обучены этим действиям. Что касается температуры, то вихреобразование на крыле понижает температуру где-то порядка 3-5 градусов, то есть мы скатываемся в те же самые минусы, о которых шла речь ранее.

"Вести ФМ": Скажите, а насколько важно, обработали или не обработали антиобледенительной жидкостью самолет?

Акименков: Нужно другую тему обсуждать - эффективность работы противообледенительной системы. Потому что если самолет взлетел, значит, он обладал соответствующей подъемной силой, следовательно, он должен разгоняться и уходить вверх. Если нет процесса обмерзания! А если есть процесс обмерзания, следовательно, падает подъемная сила, ухудшается аэродинамика самолета, ну и происходят все остальные неприятности. Но обмерзание происходит, когда неэффективно работает противообледенительная система.

"Вести ФМ": А что понимается под "противообледенительной системой"?

Акименков: Это когда по передней кромке крыла идут пластины, которые разогреваются электричеством или дают импульсные токи, которые сбрасывают лед. А за этими пластинами идут полости - это на нормальных, на наших самолетах. На АТР, по-моему, только одно электричество. Отбор горячего воздуха от двигателя, за счет этого - прогрев крыла. И, естественно, если снизу подогревают, то лед подтаивает и сбрасывается потоком.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Комментарии экспертов. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация