Комментарии экспертов Введение судов шариата в России нереально и невозможно
Персоны
Спор вокруг введения в России шариатских судов дошел до кровавых угроз. Быть или не быть суду шариата в мусульманских общинах – острая дискуссия разгорелась после того, как мусульманский юрист Дагир Хасавов заявил в интервью одному из телеканалов, что если мусульманам будут мешать жить по их порядкам и правилам, то они "зальют город кровью". Это заявление уже получило ряд откликов, в частности, муфтий Москвы Альбир Крганов не поддерживает идею. Он отметил, что духовный суд, наставничество внутри мусульманской общины допустимы, но не могут вступать в конфликт с решениями суда светского. А вот председатель Синодального отдела Московского Патриархата Всеволод Чаплин не исключил возможности легализации в России судов шариата для мусульман. Он считает, что не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. "Вести ФМ" обсудили эту проблему и сложившуюся ситуацию с членом Общественной палаты России, главой комиссии по контролю за деятельностью правоохранительных органов Анатолием Кучереной.
"Вести ФМ": Анатолий Григорьевич, здравствуйте!
Кучерена: Добрый день! Очень грустную тему вы обозначили сегодня.
"Вести ФМ": Не мы ее обозначили, это наша жизнь обозначает темы, которые у нас звучат в эфире. Скажите, вы как оцениваете идею ввести суды шариата в России?
Кучерена: Вы знаете, мне даже это сложно комментировать, потому что я все-таки считаю, что это нереально и невозможно. Безусловно, я уважаю права мусульман, право на их веру, религию, но мне кажется, что вот это заявление, которое было сделано, на мой взгляд, было сделано абсолютно беспечно, непродуманно как-то. Либо на самом деле у этого человека такая позиция, либо он, видимо, заблудился. Мы все-таки живем в 21 веке.
"Вести ФМ": А как можно трактовать слова господина Хасавова с точки зрения юриспруденции, можно ли его привлечь к ответственности за разжигание национальной и межрелигиозной розни?
Кучерена: У нас есть закон и есть статья, в том числе, в уголовном кодексе, когда речь идет о публичных призывах к развязыванию агрессивной войны, публичные призывы, в том числе, с использованием средств массовой информации, поэтому можно говорить пока что теоретически, подчеркиваю, в этом надо разбираться органам предварительного следствия. Есть, в том числе, публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности.
Но еще раз подчеркиваю, что не моя задача давать правовую оценку его поступку, его высказываниям. Я думаю, что этим будут заниматься правоохранительные органы. Но сам факт – заявить в центре Европы о том, что возможны такие суды, думаю, является опрометчивым, и надеюсь, что конфликт в ближайшее время будет исчерпан, я очень надеюсь и верю в это. Потому что знаю, что многие мои друзья-мусульмане резко негативно высказываются по этому поводу, и я надеюсь, что поддержки ему не будет.