Комментарии экспертов Вряд ли пассажиры "Трансаэро" могут рассчитывать на компенсацию
Персоны
Пожары в Томске серьёзно осложнили жизнь авиапассажирам. Из-за дыма несколько рейсов были задержаны, причём самолёт авиакомпании "Трансаэро", совершавший рейс Москва-Томск и приземлившийся в Кемерове из-за метеоусловий, более 5 часов находился на стоянке аэропорта в ожидании разрешения на вылет. Всё это время все 130 пассажиров не могли выйти из самолёта. Могут ли пассажиры, оказавшиеся в подобной ситуации, рассчитывать на компенсацию? Об этом "Вестям ФМ" рассказал адвокат московской коллегии адвокат "Александр Еким и партнёры" Роман Сорокин.
"Вести ФМ": Роман, можно ли рассчитывать на компенсацию в таких ситуациях?
Сорокин: Боюсь, что вряд ли, потому что всё это носит форс-мажорный характер. Форс-мажорные обстоятельства не позволяли людям выйти из самолёта. На время перелёта авиакомпания несёт ответственность за жизнь и здоровье людей, видимо, у авиакомпании были причины, чтобы не выпускать людей из самолёта. Потому что люди самостоятельно по лётному полю передвигаться не могут, для этого должны быть предоставлены специальные транспортные средства, чтобы доставить их из самолёта в аэропорт, а такие природные обстоятельства не позволяли это сделать. Поэтому я считаю, что решение авиакомпании не подвергать риску жизнь и здоровье людей вполне объяснимо, разумно. Это просто была вынужденная мера, поэтому рассчитывать на какую-либо компенсацию, я думаю, вряд ли можно. Так или иначе, рейс всё равно, пусть и с задержкой, но был выполнен.
"Вести ФМ": Но сидеть в душном самолёте, без вентиляции, более 5 часов - это риск для жизни. Не так ли?
Сорокин: Ну, вы знаете, риск риску рознь, с моей точки зрения. То есть одно дело просидеть пусть в кресле, пусть в некоторой духоте, жаре в самолёте, чем выйти из самолёта и получить еще больший риск отравления каким-нибудь газом в результате продуктов горения. Или вообще если этот автобус просто не может передвигаться по лётному полю в связи со смогом, еще чем-то. Там видимость, может быть, не позволяет передвигаться автобусу. Риск еще больший возникает.
"Вести ФМ": Роман, а есть какие-то нормы в законе, которые закрепляют определённое количество часов, в течение которых пассажиры могут находиться в самолёте?
Сорокин: Вы знаете, я не могу точно ответить на этот вопрос, но, тем не менее, даже если бы были прописаны какие-то нормы, то всё равно у нас невозможно под каждую жизненную ситуацию прописать заранее какие-то нормы. В любом случае всегда может возникнуть ситуация, которая не ложится под эти нормы, и будут отступления от этих норм, в зависимости от данной конкретной ситуации. Я думаю, что это как раз и был тот самый случай.
Полностью слушайте в аудиоверсии.