Картинка

Комментарии экспертов Новый двигатель пригодится для буксира между Землей и Луной

3 октября 2012, 12:41

Персоны

В России уже через 5 лет появится принципиально новый двигатель для космических кораблей.  Разработки ядерных ракетных двигателей были начаты еще в 60-е годы прошлого века, Советский Союз даже выводил на орбиту спутники с такими энергоустановками, однако потом такие спутники перестали выводить на орбиту из-за опасения, что на землю могут упасть радиоактивные обломки. На связи со студией "Вестей ФМ" - обозреватель журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов.

"Вести ФМ": Игорь, раньше не выводили такие спутники на орбиту, потому что боялись, что радиоактивные обломки не упадут на Землю. Сейчас уже не боятся?

Лисов: Всё зависит от того, что вы хотите делать. У нас были ядерные реакторы на спутниках радиолокационной разведки, использовавшие исключительно для выработки электроэнергии на борту. Эти спутники обращались по низким орбитам, и действительно всегда был риск, что увод не пройдёт, и спутник упадёт. Было два таких случая. И в конце перестроечных лет от этой программы действительно отказались. То, что делается сейчас, не предполагается для использования рядом с Землей, и поэтому такого риска, в общем-то, нет.

"Вести ФМ": Расскажите про преимущества этих двигателей.

Лисов: Должен сразу сказать, что тяга в 20 раз больше  – это заблуждение. Речь идёт не о тяге, тяга там как раз будет небольшая. Речь идёт о так называемом удельном импульсе. Если очень грубо объяснять разницу, то представьте себе обычный химический двигатель, ну, там, очень грубо говоря, на каждые 2 километра в секунду скорости, которые вы получите, вам надо сжечь половину своей массы в виде топлива. Это дико невыгодно, потому что, скажем, для полёта к Луне нам потребуется уменьшить вашу массу раз 15. То есть выводите вы, скажем, 100 тонн на околоземную орбиту, а возвращается 7. Ядерная установка, в которую входит ядерный реактор-преобразователь и электрореактивные двигатели, исключительно эффективна. То есть там речь идёт о достижении таких же скоростей при расходе в несколько процентов исходной массы. Ну, 10-20%. Пока это опробовано только на межпланетных станциях - и весьма успешно, а сейчас хочется, конечно, получить такой буксир для использования в первую очередь на трассе Земля – Луна.

"Вести ФМ": Скажите, пожалуйста, а на западе есть аналоги?

Лисов: Нет на западе аналогов.

"Вести ФМ": То есть мы первооткрыватели в этом плане.

Лисов: В том смысле, что мы первые, кто решил, что это нужно. Технически это, разумеется, возможно.

"Вести ФМ": А каковы сроки для создания такого двигателя?

Лисов: Сроки все в государственной программе записаны. 17-й год. В 18-ом должны выйти на лётные испытания.

"Вести ФМ": То есть в 18-м году, скорее всего, какой-то аппарат уже полетит на этом двигателе.

Лисов: Да. Можно будет уже проводить экспериментальную проверку в космосе.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Комментарии экспертов. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация