Комментарии экспертов Студенты-целевики не возвращаются из-за несовершенства законов
Персоны
Студенты, направленные учиться в Москву по целевым программам, не хотят возвращаться домой. Только каждый пятый отрабатывает целевое направление. Каждый год на такой набор Минобрнауки отводит до 15-20% бюджетных мест на первом курсе. Выбирают абитуриентов сами регионы, где-то целевые направления дают только отличникам, но чаще на учёбу не смотрят. По идее, целевики обязаны вернуться домой после окончания вуза. На связи со студией "Вестей ФМ" сотрудник менеджмента Института развития образования Высшей школы экономики доцент Анатолий Каспржак.
"Вести ФМ": Анатолий Георгиевич, от 20 до 40% целевых студентов возвращаются работать в регионы, только, остальные остаются в Москве. Неужели юридически они не обязаны возвращаться или могут обойти свои обязательства?
Каспржак: Ну, думаю, что в данном случае речь идёт о несовершенстве нашего законодательства. Дело в том, что культурная форма - это кредит, когда студент получает деньги, которые по окончанию он доложен отдать, он связан некоторыми юридическими обязательствами с вузом и работодателем. И, например, если этот студент - будем говорить о Германии - в течение 3 лет не отработал по, условно говоря, распределению либо по тому месту, для которого его готовили, то он должен отдать полностью кредит. Если он 5 лет отработал, только его часть, если он 7 лет отработал, то он совсем может его не возвращать. Это, наверно, первая причина.
Но есть и вторая причина - это устройство нашего государства. Дело в том, что если государство устроено так, что из Красноярска в Новосибирск иногда удобнее долететь через Москву, то понятно, что все карьерные перспективы этого студента находятся именно в столице, или в столицах, если быть точным. И ожидать от человека, который, даже получив кредит, уйдёт от этих своих карьерных перспектив, очень трудно. У него здесь гораздо больше возможностей, он будет искать новое место, для того чтобы реализовать свои намерения в этой жизни.
Полностью слушайте в аудиоверсии.