Авторские материалы Русские фермеры поборются за "Золотого медведя"
Персоны
Фильм Бориса Хлебникова "Долгая счастливая жизнь" попал в основной конкурс 63-го Берлинского кинофестиваля. Картина стала первой большой совместной работой Хлебникова с выдающимся оператором Павлом Костомаровым и заключительной частью трилогии режиссера о неизбежности выбора. О съемках на Крайнем Севере и о том, как воспримут европейские зрители драму о жизни русской деревни, с создателями фильма поговорила корреспондент "Вестей ФМ" Анна Щербинина.
Нынешний конкурс Берлинале можно без преувеличения назвать звездным. Бороться за "Золотого медведя" молодому и малоизвестному на западе режиссеру Борису Хлебникову придется с такими маститыми любимцами международных фестивалей, как Гас Ван Сент, Стивен Содерберг, Джафар Панахи. Однако и команду Хлебникова в Берлине знают хорошо. Продюсер Роман Борисевич и оператор Павел Костомаров уже привозили сюда фильм Алексея Попогребского "Как я провел этим летом", получивший призы за актерскую и операторскую работу. Интересно, что как и лента Попогребского, фильм Хлебникова "Долгая счастливая жизнь" снят на русском Севере. Для актеров, большинство из которых никогда не были в этих краях, съемки стали настоящим открытием, рассказывает исполнительница главной женской роли Анна Котова:
"Было очень приятно там жить, потому что это абсолютно другой воздух, другая природа, нежели у нас. Северное сияние мы видели два раза, ели свежую рыбу, было просто потрясающе".
Однако на этом параллели заканчиваются. Фильм Хлебникова не идиллическая притча с красивыми сценами северной природы, а жесткая социальная драма, рассказывающая о вымирании русского фермерства. Съемочная группа объездила десятки деревень и выбрала поселок Умба Мурманской области, где, как выяснилось в процессе работы, пять лет назад произошла почти такая же история противостояния местных чиновников и крестьян, как и в сценарии Хлебникова. Главным источником вдохновения для режиссера также стали жители села, которые отнеслись к приезжим с большой симпатией, хоть не обошлось и без казусов, вспоминает Хлебников:
"Поджигать дом в деревне невозможно, потому что это просто страшно. Во-вторых, деревенские жители просто убьют, если это сделать, потому что они прекрасно понимают, что такое пожар. В результате мы просто очень долго готовились, выстроили четыре дома декораций, один из них подожгли, и пожарные его тушили раз шесть и потом раз шесть поджигали для нас за ночь, пока мы своего не добились. Для них это было совершенно абсурдное занятие, и больше всего веселились местные жители, которые пришли на это смотреть".
Но если тяготы жизни российских крестьян могут оказаться не близки европейскому зрителю, то мастерская работа оператора Павла Костомарова не пройдет незамеченной, уверен Хлебников:
"Я считаю, что всерьез мы в первый раз так работали с Костомаровым, и это был совершенно новый для меня способ съемки, совершенно необычное общение с ним. Пожалуй, это условность, что он оператор, а я режиссер, его тоже смело можно было бы записать режиссером этого фильма".
В России картина выйдет в прокат только весной, но продюсеры уже усиленно готовятся к продвижению фильма. Ведь главная сложность работы с социальным кино в том, чтобы убедить массового зрителя его посмотреть, считает продюсер картины Роман Борисевич:
"К сожалению, зритель настолько сейчас расслабился, ему абсолютно не хочется ни о чем задуматься, он привык только развлекаться. Наши же фильмы, к сожалению, развлекательными не являются, но, тем не менее, я надеюсь, что каждый фильм и нашей компании, и других компаний, которые работают в этом сегменте, закладывает тот фундамент, который просто необходим для нормального существования общества".
За рубежом фильм Хлебникова будет представлять та же компания, которая занималась "Фаустом" Сокурова. Продюсеры надеются, что скромный бюджет картины – всего 40 миллионов рублей – окупится если не в российском, то в европейском прокате. Ну а возможный приз Берлинского фестиваля, который откроется 7 февраля, безусловно, этому поспособствует.