Комментарии экспертов Доход получил продавец, социальная сеть-то здесь причем?
Персоны
Федеральная антимонопольная служба посчитает деньги "Одноклассников" и "ВКонтакте". ФАС заинтересовалась рынком социальных сетей. Новое исследование не связано с какими-либо претензиями, однако, как заявляют представители Антимонопольной службы, ведомство решило заняться регулированием в этой области.
Как это может отразиться на жизни простых пользователей и каких перемен стоит ожидать в этой сфере? "Вести ФМ" обсудили эти вопросы с экспертом. На связи был директор Центра IT-исследований и экспертизы Академии народного хозяйства Михаил Брауде-Золотарев.
"Вести ФМ": Михаил Юрьевич, как вы думаете, что ищет ФАС у социальных сетей?
Брауде-Золотарев: Я не знаю, что они ищут, если они сами говорят о том, что никаких проблем пока нет. Но, к сожалению, тот, кто ищет, обычно находит. Это самое неприятное, потому что мы еще даже не знаем, что они там "найдут", и что решат порегулировать.
В фразе, которую вы процитировали, есть продолжение: "мы хотим понять, как регулировать", а зачем регулировать, чиновник не говорит. Как известно, когда нет какой-то проблемы, то регулировать не надо. А проблем, очевидно, всем, кто пользуется Интернетом, с социальными сетями нет. Это хороший конкурентный рынок, где пользователи могут выбирать, что им нравится, что им не нравится. И никаких оснований считать, что есть какие-то проблемы – нет. А если нет проблем, то вообще не понятно, почему бюджетные деньги органы исполнительной власти будут тратить на решение гипотетических не существующих проблем.
"Вести ФМ": Некоторые эксперты ожидают, что в соцсетях в скором времени начнутся прямые продажи, речь идет о миллионах человек, может быть, в этом дело?
Брауде-Золотарев: Возможно, в этом и дело, я с вами спорить не могу. Только другое дело – какое к этому отношение имеет ФАС? Я понимаю, налоговая служба может интересоваться какими-то каналами продаж, поскольку мимо налогов что-то проходит. Ну, допустим. ФАС-то здесь причем, в чем проблема? Проблема в конкуренции, в монополизме, в чем проблема? Есть какие-то серьезные основания считать, что эти проблемы возникнут через полгода, через год, через два?
"Вести ФМ": Все-таки социальные сети - это что-то такое, которое находится не в материальном пространстве, все-таки это виртуально, и в то же время деньги там реальные. Насколько адекватно, как вы считаете, налогообложение социальных сетей сейчас проводится?
Брауде-Золотарев: Я не знаю. Я не уверен, что социальные сети – это реальные деньги. Реальные деньги – это что? Это реклама, которую продают социальные сети. Это я понимаю. Может быть, какие-то абонентские оплаты игр или чего-то еще. Ну, да – какие-то денежки социальные сети зарабатывают. Это вполне реальные деньги. Те деньги, которые идут по каналам продаж через социальные сети, – автомобили, да мало ли что, объекты реального мира. Это деньги, это доходы тех продавцов, которые там нашли клиентуру, продали что-то и так далее. Социальная сеть-то здесь причем? Либо она получает деньги с продавцов, и тогда это ее доходы, это реальные доходы, а все те обороты, которые возникают, благодаря социальным сетям как рекламному носителю, возникают в других точках. Причем здесь социальные сети?
"Вести ФМ": А вообще, о каких доходах идет речь, если говорить о рекламе? Часто говорят, что пока соцсети не научились достаточно монетизировать свою огромную базу клиентов?
Брауде-Золотарев: Я это и имел в виду. Там деньги пока не такие большие. Прибыль да, но это не какие-то сумасшедшие деньги. Я вообще не очень понимаю, почему…. Я уже сказал, я повторяюсь, извините, нет проблемы – не надо регулировать, а если не надо регулировать, то не надо выяснять, как можно регулировать. Потому что когда руки чешутся, что называется, знаете, еще бывает: одни люди интересуются, а потом другие накладывают, что называется, лапу. Вот лучше не трогать ситуацию, когда нет необходимости.
Полностью слушайте в аудиоверсии.