Комментарии экспертов Китайские Geely представляют угрозу для российского автопрома
Персоны
Китайцы объявляют войну АвтоВАЗу: летом в России начнут продавать недорогих конкурентов автомобилей "Лада". Машины марки Geely будут производить в Белоруссии на совместном предприятии. Они будут стоить примерно 400 тысяч рублей. Делать их будут на территории свободной экономической зоны "Минск", там построят завод на 120 тысяч машин в год. На белорусском рынке столько авто, очевидно, продать невозможно, а вот на российском - вполне, тем более что они будут поставляться в Россию без пошлины и утилизационного сбора. Сделанные в Белоруссии авто от них освобождаются в рамках Соглашения о Таможенном союзе. Пока российским властям удавалось защищать рынок от бюджетных китайских машин, автовазовские лоббисты раз за разом проводили необходимые решения. Что будет в этот раз? Для радио "Вести ФМ" ситуацию прокомментировал заместитель директора аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов.
"Вести ФМ": Насколько серьезную угрозу представляют для российских промышленников эти китайские авто из Белоруссии?
Удалов: В прошлом году Geely продали 17 тысяч автомобилей. Виден заметный рост - в три раза по сравнению с 2011 годом. Если обращать внимание на цену, это практически цена вазовской "Приоры". И по размерам они схожи. Поэтому конкуренция есть.
"Вести ФМ": Насколько эти машины качественны? Почему пользуются таким спросом?
Удалов: На самом деле, если говорить о китайцах в целом, они очень быстро учатся. Поскольку они привлекают очень много европейских специалистов, поэтому большинство машин скопированы и уже улучшены китайцами с точки зрения технологий, но пока не с точки зрения качества. Но качество они постоянно улучшают, поэтому по опциям и по цене это достаточно привлекательные автомобили для покупателей.
"Вести ФМ": Получается, действует такая логика: если Geely и "Лада" стоят одинаково, то потребитель, скорее всего, выберет именно китайскую машину?
Удалов: Здесь нельзя говорить напрямую, потому что пока существуют достаточно серьезные предубеждения по поводу китайских автомобилей. Действительно, при выходе на рынок в 2006-2007 году были проблемы с качеством. Но, как я говорил, китайцы очень быстро учатся и улучшают качество, поэтому ряд покупателей, так называемых "пионеров", тех, кто готов попробовать, могут выбрать китайцев.
"Вести ФМ": Москва, очевидно, не может запретить делать китайские машины в Белоруссии. Но сможет ли она не пустить их на рынок? Как вы считаете, какие действия предпримут российские власти?
Удалов: Я думаю, здесь будет что-то на уровне переговоров с белорусскими властями по поводу утилизационных сборов, по поводу пошлин. Я думаю, это будет предмет переговоров и некоего торга. Потому что получается, что это какой-то хитрый обход всех тех мер, которые были предприняты для того, чтобы развивать производство в России.
Полностью слушайте в аудиоверсии.