Авторские материалы "Отверженные": успешный мюзикл, прескверный фильм
В прокат вышел фильм "Отверженные" - голливудский киномюзикл по мотивам романа Гюго, уже получивший три "Золотых глобуса" и восемь номинаций на "Оскар". Картину успел посмотреть кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Любой нормальный человек, живущий на планете Земля, завидует кинематографистам, осуществившим американскую мечту: вот был ты скромный никто, а снял хорошее кино, и получил "Оскар". Но в некоторых случаях, поверите ли, эти счастливцы заслуживают не только зависти, но и жалости. Взять, к примеру, Тома Хупера. Скромный британский режиссер, работавший, в основном, на телевидении, случайно снял по отличному сценарию фильм "Король говорит" - и слава накрыла его с головой. Посудите сами, кто справится с таким цунами? Разумеется, Хуперу не хватило ни отваги, ни принципиальности, ни просто здравости, чтобы отказаться от следующего - высокобюджетного и амбициозного, не в пример его "оскароносной" ленте - проекта, который ему моментально предложили алчные голливудские продюсеры. Так на свет появились "Отверженные" - экранизация одного из самых успешных мюзиклов ХХ века и прескверный фильм, оказавшийся, тем не менее, в центре зрительского, критического и профессионального внимания.
Во-первых, по инерции - и режиссер в моде, и актеры знаменитые. Во-вторых, из любви публики к первоисточнику - не к роману Виктора Гюго, боже упаси, его американцы в своей массе не читали, а к оригинальному французскому мюзиклу. В-третьих, потому что публика любит мюзиклы, а встретишь их сегодня не часто: вот кто-то и утолил давно накопленный голод.
Что же не так в "Отверженных"? Разумеется, дело не в том, как анекдотически поверхностно тут обработан роман Гюго: само его превращение в мюзикл говорило о многом, и не авторы картины отвечают за идиотские вирши и шаблонную музыку, которые приводят в восторг уже не первое поколение театралов по всему миру. Да и не случится ничего с наследием великого писателя от очередной экранизации, пусть даже музыкальной. Проблема в том, что Том Хупер совершенно не владеет этим довольно специфическим жанром. Он не дружит с хореографией, ему не даются массовые сцены. Он оживает на камерных эпизодах, диалогах или монологах, но вот проблема: тут его подводит любовь к крупным планам, памятная по фильму "Король говорит". Другими словами, на гигантский экран - а "Отверженных" будут крутить даже в "Аймаксах" - проецируется гигантская физиономия актера, который не способен решительно ничего сыграть, поскольку ему надо петь: как вы понимаете, ни Рассел Кроу - он же инспектор Жавер, ни Аманда Сейфрид - Козетта, ни Энн Хэтауэй - Фантина, ни даже Хью Джекман, обладающий приятным мягким тенором - он поет главную партию, исправившегося каторжника Жана Вальжана, не являются профессиональными артистами мюзикла.
Другая проблема, более капитальная: романтический мюзикл, вероятно, был еще возможен двадцать лет назад, когда и создавались сценические "Отверженные", но сегодня, в эпоху пост-постмодернизма, он выглядит плачевно архаично. С постоянными слезами на глазах герои давят из себя и друг из друга такую махровую мелодраму, регулярно обращаясь к самому господу Богу, что за них становится неловко. Неловкость покидает лишь в момент появления на экране бодрой комической пары - Хелены Бонем Картер и Саши Барона Коэна, которых Хупер беззастенчиво позаимствовал из мюзикла гораздо более изобретательного, "Суини Тодда" Тима Бертона. Впрочем, и у них есть единственная шутка, которую они утомительно шутят раз за разом. Почему же, спросите вы, несмотря на все это "Отверженные" все-таки получили "Золотой глобус" как лучший мюзикл года? Ответ будет прост: других мюзиклов в прошлом году на экранах не появлялось.