Комментарии экспертов Стимулирование авиаперевозок повысит мобильность населения
Персоны
Поезда или самолеты? Минфин предлагает сократить субсидии железнодорожникам на дальние пассажирские перевозки, а сэкономленные деньги направить на финансирование авиаперевозок на тех же направлениях. Предполагается, что билеты на авиаперелеты от этого станут значительно дешевле, и основная масса пассажиров будет летать, а не ездить. В то же время железнодорожники предупреждают, что если такое решение будет принято, то это приведет к общему уменьшению пассажирских поездов. Как это решение отразится на нас, простых пассажирах? Предложение Минфина для радио "Вести ФМ" прокомментировал сопредседатель межрегиональной общественной организации "Город и транспорт" Александр Морозов.
"Вести ФМ": Александр Сергеевич, здравствуйте. На ваш взгляд, в случае принятия этого решения есть предпосылки для снижения цен на авиабилеты? На много ли они могут снизиться?
Морозов: Самое главное в этом вопросе - экономическая рациональность. Если мы посмотрим на дальних направлениях (на полетах в Хабаровск, Владивосток) - наверное, субсидировать железнодорожные перевозки на этом направлении действительно не очень рационально. По итогам получается, что и с точки зрения затрат времени населения на поездки, и с точки зрения экономической целесообразности, выгоднее субсидировать именно авиационные перевозки. Здесь нужно быть очень осторожным в подборе этой границы. То есть мы не можем вдруг все эти средства изъять из железной дороги, которая достаточно выгодна в этих направлениях, и перебросить на авиаперевозки. Здесь крайне важно точно посчитать эту границу и в каких-то пограничных случаях отвести часть субсидий на железнодорожный транспорт, часть на авиационный, чтобы это не было уж слишком однозначным.
"Вести ФМ": Если я вас правильно понял, в перспективе это снижение дальних железнодорожных перевозок?
Морозов: Да, получается так. На самом деле, если мы сегодня возьмем долю людей, которые едут в Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре по железной дороге и на авиатранспорте, то вы понимаете, ехать туда на поезде, даже на самом быстром, примерно неделю, и в перспективе тут ничего не поменяется. Строить высокоскоростные магистрали имеет смысл при таких расстояниях, как в Европе. То же самое, что до Санкт-Петербурга, до Нижнего Новгорода - это 700, 800, ну 1000 километров. На более дальнее расстояние выгоднее все-таки авиационный транспорт. Поэтому, наверно, есть смысл его стимулировать. И в тоже время мы увидим, что цель, которую преследует государство, - это цель повышения мобильности населения, чтобы люди чаще могли ездить в центр. Эта цель будет достигнута при стимулировании авиаперевозок.
"Вести ФМ": Сейчас многие жалуются на общую ситуацию с авиаперевозками. В частности, говорят, что для того, чтобы попасть из Тюмени, допустим, во Владивосток, нужно лететь через Москву. Это решение правительства (конечно, если оно будет принято) каким-то образом начнет развивать внутреннюю пассажирскую авиацию? Станет ли больше маршрутов, которые напрямую связывают регионы страны?
Морозов: Я уверен, что так оно и будет. Понятно, что если мы перекидываем субсидии, то и спрос перекидывается, естественно, с авиации на железную дорогу. И в этом случае начинают развиваться направления, которые до сих пор были нерентабельны, потому что запустить какой-то рейс для одного-двух пассажиров не имело смысла. Если там уже образуется 100 пассажиров, то совсем другое дело.
Полностью слушайте в аудиоверсии.