Картинка

Авторские материалы На "Золотой маске" сыграли "Свадебку" и посмеялись над "Шутом"

21 марта 2013, 17:54

Персоны

Пермский театр оперы и балета имени Чайковского привез в Москву свои лучшие спектакли. Обе постановки, у которых в общей сложности шесть номинаций на "Маску", уникальны для нашей сцены - "Свадебка" великого чешского хореографа Иржи Килиана впервые разрешена к постановке в России, а "Шут" Дягилева не исполнялся нигде в мире с самой премьеры в 1921 году. Шансы спектаклей стать фаворитами по количеству наград в категории "Балет" оценила обозреватель "Вестей ФМ" Анна Щербинина.

Таких оваций, какие сорвал Пермский театр оперы и балета на показе "Свадебки", не бывает даже на громких столичных премьерах. Немудрено - сам Иржи Килиан, признанный классик современного танца, отдал эту легендарную постановку именно пермякам. "Свадебку" в мире, не то что в России, где Килиан вообще крайне редко разрешает свои балеты, не видели 20 лет. Сделать исключение для Пермского театра строгого хореографа заставили богатая история балета в Перми и не менее богатый репертуар труппы - подкованные на постановках таких классиков ХХ века, как Джордж Баланчин и Джером Робинс, пермские танцоры всего за 5 недель освоили сложнейший пластический язык Килиана. Однако не всё давалось легко, признает исполнитель партии Жениха, номинант "Золотой Маски" в категории "Лучшая мужская роль" Иван Порошин.

"Когда к нам приехали педагоги-репетиторы, конечно, всё сразу не получалось, очень трудно и тяжело ложилось в тело. Вообще, сама хорегорафия очень необычная, своеобразная, но работа была интересная, было тяжело и приятно одновременно".

Угловатые и странные движения, стремительная и текучая музыка Стравинского - "Свадебка" поражает фантастическим сочетанием народных напевов с модерн-дансом. Дирижер, номинант "Золотой маски" Теодор Курентзис уверен, что этот балет достоин премии за уникальное сочетание музыки и хореографии.

"Килиан ставит как настоящий музыкант. Он слышит все голоса партитуры, всё, что происходит. Так человек, который просто слышит музыку, не может ставить хореографию. Это человек, который ставит партитуру, и самый музыкальный хореограф".

Второй спектакль-фаворит "Золотой Маски" "В сторону Дягилева" объединяет три одноактных балета - две оригинальные постановки Джорджа Баланчина и знаменитого дягилевского "Шута" на музыку Сергея Прокофьева. Сам факт того, что пермяки взялись за эту, как называет ее Теодор Курентзис, золотую партитуру, достоин отдельной награды, ведь с того момента, как Дягилев представил свой балет в Париже в 1921 году, произведение было фактически забыто. И дело здесь даже не в том, что музыка сложная и для музыкантов, и для слушателей, но в самой идее комического балета, родившегося из томика сказок Пермской губернии, случайно оставленного Стравинским Прокофьеву, рассказывает постановщик "Шута", номинант "Золотой маски" в категории "Лучшая работа хореографа" Алексей Мирошниченко.

"Либретто действительно шутинное, довольно жесткое. Они убили своих жен, думая, что плетка их воскресит, и ничего не получилось, народные сказки всегда жестокие. Кстати, это первый балет, который я ставлю безоговорочно по либретто, целиком иду по Прокофьевскому и Дягилевскому либретто, и было страшно, потому что никто никогда не ставил, не с кем сравнить".

"Шут" - яркий, задорный, динамичный, радует глаз уже с первых тактов. Мирошниченко полностью восстановил декорации и костюмы художника Михаила Ларионова, специально ездил в Третьяковскую галерею, чтобы изучить эскизы. Но за внешней легкостью стоят изматывающие репетиции. Танцоры признаются, что "Шут", насыщенный и технически сложный, требует большей концентрации, чем классические постановки. Ну а удастся ли Пермскому театру забрать домой награды во всех шести номинациях, мы узнаем 15 апреля, когда жюри объявит победителей "Золотой маски".

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация