Картинка

Авторские материалы Музеи осваивают рыночные стратегии

5 апреля 2013, 12:41

Персоны

Выставочные площадки ищут новые пути работы с посетителями. Из простого хранилища артефактов они превращаются в образовательные и культурные центры. Лекции и практикумы, детские программы и мастерские, тематические экскурсионные туры и интерактивные путеводители, а также кафе, сувенирные магазины, игровые зоны. Призванные привлечь и развлечь посетителя, эти опции занимают все больше места в жизни современного музея. Меняют ли они его функции, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Анна Щербинина.

Наверное, для многих детские воспоминания о походе в музей, равно как и в театр, неразрывно связаны с посещением буфета. Что вполне естественно, учитывая, что для ребенка знакомство с художественными ценностями требует большой концентрации внимания и душевных сил, а значит, заслуживает поощрения, пусть и в виде пирожного. Идея совместить приятное с полезным, а заодно сделать музеи более доступными для семейного посещения, пришла в голову западным специалистам еще в 70-х годах, когда вышло исследование, доказавшее, что если походы в музей для ребенка скучны и утомительны, во взрослом возрасте он туда не вернется. Так в музеях появились специальные экскурсионные туры, мастерские, игры и путеводители для детей. Сегодня этим занимаются целые отделы, - рассказывает руководитель программы "Семья в музее" Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Захарова.

"Это очень важный отдел, потому что он действительно прежде всего обращен к нашим юным посетителям. Туда приходят дети начиная с 4-5 лет и растут этап за этапом, и уже становятся студентами, продолжают заниматься, потом уже сами становятся родителями и приходят со своими детьми".

Немалую роль в развитии дополнительных функции музея сыграл и финансовый вопрос. Зачастую бюджет культурных учреждений завязан на их эффективности, но чем измерить эту самую эффективность, когда речь идет об экспонатах с вековой историей? Самым распространенным критерием считается посещаемость, а значит, нужно придумывать новые и новые способы привлечь аудиторию в музей. И здесь на помощь приходят образовательные программы. Зачем музеи берут на себя функции школ и университетов, рассказывает заведующий образовательным отделом Московского музея современного искусства Алексей Масляев.

"Мы хотим видеть наших посетителей активно вовлеченными в процессы, которые определяют нашу современную культуру, в том числе современное искусство. Именно поэтому мы стремимся воспитывать наших посетителей, но не помещая их в жесткие дидактические рамки, навязывая какое-то представление о культуре в целом, но скорее вступая с нашими посетителями в диалог".

Спрос на образовательные программы растет с каждым годом. Сегодня на лекциях в музеях можно встретить и школьника, и пенсионера, и топ-менеджера. Однако с появлением специализированных культурно-образовательных центров, классическим выставочным площадкам, чтобы удержать посетителей, приходится осваивать рыночные стратегии. Кафе, рестораны, магазины, всевозможные формы организации досуга, от кружков для молодых мам и курсов французского языка до детских дней рождений и корпоративов. Но не отвлекает ли это внимание от художественной ценности музеев? Нет, считает главный редактор русской версии "The art newspaper" Милена Орлова, если все в рамках разумного.

"Я считаю, что хороший магазин музейный, где можно купить сувениры, книжки, специально выпущенные к определенной выставке музея, это вполне уместная вещь также, как кафе хорошие в музеях, потому что люди ходят, устают и им, конечно, это нужно. Наверно, не стоит там свадьбы устраивать может быть, хотя я знаю британский опыт, там многие маленькие музеи, наоборот, привлекают туристов тем, что там устраиваются даже семейные какие-то торжества. В принципе, одно другому не мешает, главное, чтобы не пострадали экспонаты".

Один известный британский куратор как-то сказал: "Искусство и его институции нужны для серьезности и для удовольствия". А вот каким должен быть баланс между двумя этими составляющими, каждый музей определяет сам.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация