Авторские материалы В Москве вручили "Инновацию" года
Персоны
Накануне в Центральном выставочном зале "Манеж" прошел восьмой всероссийский конкурс в области современного визуального искусства. Среди победителей в семи номинациях представители всех направлений художественной среды - артисты, кураторы, критики, меценаты. О сюрпризах и новшествах премии - обозреватель "Вестей ФМ" Анна Щербинина.
Премий в области современного искусства в России немного, а государственных так и вовсе одна - "Инновация". За восемь лет существования конкурс превратился в крупнейший смотр художественных новинок со всей страны, а номинация "Лучший региональный проект современного искусства" стала чуть ли не главной интригой премии. Эту тенденцию отметил и победитель почетной внеконкурсной номинации "За творческий вклад в развитие современного искусства" ветеран советского авангарда Эрик Булатов. Получив свой приз из рук министра культуры Владимира Мединского, художник призвал молодых авторов верить в свои силы и признался, что обеспокоен ситуацией в современной арт-среде.
"Продолжает оставаться традиция старая и новая, и они находятся в резкой конфронтации, и она не уменьшается. Вот она мне кажется опасной".
Носителями новой традиции, по мнению жюри конкурса, являются все те же авторы из регионов. А ведь на первой "Инновации" им вообще не досталось места в шорт-листе, вспоминает директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин.
"Мы просто подумали, что неправильно, если это всероссийский конкурс, позволить превратить его в парад московских авторов. С другой стороны, это, конечно, не совсем объективно, региональный проект, потому что искусство, наверно, нельзя делить на столичное и региональное, но мы не видели другого выхода, чтобы защитить авторов, работающих в регионах России. Сегодня картина поменялась на 180 градусов".
О том, насколько поменялась картина, говорят цифры - среди победителей пяти основных номинаций всего одна москвичка - Елена Петровская. Она получила 500 тысяч рублей за лучшую работу в области "Теория, практика и искусствознание" за книгу "Безымянные сообщества". По иронии судьбы, Елена на премии присутствовать не смогла. Не добрался до "Манежа" и другой фаворит нынешней "Инновации" - победитель в категории "Новая генерация" и призер специальной премии посольства Франции в России - молодой петербуржский художник Иван Плющ. Другой начинающий автор - Илья Долгов - увез в родной Воронеж 400 тысяч рублей и диплом за лучший региональный проект. Но когда дело дошло до двух традиционно важнейших номинаций - "Произведение визуального искусства" и "Кураторский проект" - жюри "Инновации" предпочло проверенных мастеров молодым талантам. Так, лучшим куратором стала Ярослава Бубнова. Ее проект "Самоё себя глаз никогда не видит" для второй Уральской биеннале современного искусства в Екатеринбурге был посвящен способности художника реформировать мир, рассказывает Бубнова.
"Художники - люди современного глобального мира, они говорят что-то о проблемах этого мира, что, очевидно, было важно и всем остальным. Найти возможности как-то помочь тому, чтобы это было понятно, чтобы это было сказано на том языке, который в данной конкретной местности и в конкретное время можно понять - это была моя задача".
Главный приз "Инновации" - 800 тысяч рублей и диплом за лучшее "Произведение визуального искусства" достался нижегородской арт-группе "Провмыза". Участница группы Галина Мызникова признается, что не ожидала получить награду, ведь ее перформанс-опера "Марево", пожалуй, самое мрачное произведение среди представленных на "Инновации".
"Эта опера очень грустная в том смысле, что она не только про смерть, а об отчаянии, которое имеет вселенский характер. И нам хотелось в такой метафорической форме эту идею донести до людей".
Но если работы номинантов этого года и отличались трагической окраской, то сама церемония прошла в праздничной атмосфере. Большой зал Манежа был оформлен в минималистических белых тонах, а цвет премии - в прямом и переносном смысле - составляли именитые гости "Инновации", хорошим настроением и активной поддержкой номинантов, подтвердившие репутацию конкурса, как самого яркого арт-события года.