Авторские материалы Дагестанские чиновники продолжают защищать Амирова
Персоны
Администрация Махачкалы публикует материалы в поддержку Саида Амирова. Он руководил городом на протяжении пятнадцати лет, его называли ветераном дагестанской политики. Однако считается, что влиятельным человеком в республике он стал гораздо раньше, еще до распада Советского Союза. Вместе с ним хорошую карьеру во властных структурах сделали многие родственники. О небывалых успехах клана Амировых и о том, как махачкалинский мэр стал неуловимым и бессмертным, - материал корреспондента "Вестей ФМ" Николая Осипова.
Саид Амиров дает интервью сразу после получения очередной награды, его назвали лучшим российским мэром. "Настоящий хозяйственник, профессионал" - изобиловали тогда хвалебными отзывами коллеги, правда, сейчас о махачкалинском мэре говорят уже несколько в ином тоне. Если раньше уважительно называли ветераном дагестанской политики, то теперь такое долголетие вызывает вопросы, о военном прошлом Амирова вспоминали только применительно к его походу против боевиков в конце 90-х, но сейчас говорят о возможных связях с теми же боевиками, безупречная и монументальная карьера чиновника внезапно оказалась под угрозой. Теперь о нем говорят в прошедшем времени, как видно из комментария старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН, руководитель экспертного совета рабочей группы ОПРФ по Кавказу, политолога Руслана Курбанова
"Амиров был одним из наиболее влиятельных политиков Дагестана той старой постперестроечной волны, которые поднялись на резком взелте
наицонально-политических дивжений, а таких в Дагестане было очень много, многие лидеры движений были убиты или сошли с арены, а Амиров, поднявшись на волне лихолетий 90-х годов, смог не только сохранить свои позиции, но и расширить их, укрепить".
Укреплялись позиции по всем направлениям, и главным образом с помощью тех, кого можно было считать своими людьми - многочисленными родственниками Амирова. Потом это назвали кланом махачкалинского мэра. Дагестанский политический обозреватель Альберт Эседов признается, что для многих - не только кавказских - политиков это почти традиция.
"За время правления Амирова ближайшие родственники были трудоустроены в различные ведомства, учреждения республики, сидят высоко и стар и млад, все при деле, начиная от чиновничества муниципального, республиканского уровня, и в Госдуме сидит родственник".
Начиналось восхождение махачкалиснкого мэра с потребкооперации, еще во времена перестройки. В 90-х он стал зампредом республиканского правительства, пошел в депутаты, и судя по тому, что первое покушение на Сида Амирова датируется 93-м годом, уже тогда он приобрел вес и, соотвественно, врагов. Последние напоминали о себе постоянно. В Амирова стреляли из автомата, гранатомета, а однажды взорвали целый квартал, рассчитывая, что бомба убьет политика. Это был 1998 год, Саид Амиров выжил, несмотря на страшные разрушения и многочисленные жертвы. Он стал мэром Махачкалы, а его с тех пор окрестили бессмертным и даже неуловимым. Самый охраняемый человек в республике, говорили о нем. Когда по улице проезжал кортеж Амирова, Махачкала превращалась в самый безопасный город в мире, шутили жители и выкладывали в Интернет записи махачкалинских пробок.
"Вот, каждый день стоим и ждем, когда проедет кортеж Саида Амирова".
Особый статус регионального чиновника, многочисленная охрана, бронированный джип, способный выдержать выстрел из гранатомета, - все это было не зря, Амиров прекрасно знал, что у него много врагов, и, как некоторые подозревают, несколько покушений могли быть инсценировкой, просто чтобы обезопасить себя от настоящих нападений, рассуждает Альберт Эседов.
"Есть такое, что не все покушения имели место быть, некоторые были как бы самострелы так называемые, для того, чтобы была обоснованность охраны, которая у него есть".
15 покушений с начала 90-х, одно из них приковало Амирова к инвалидному креслу, но не помешало продолжить работу. Впрочем, даже если бы ему и хотелось уйти на покой, он вряд ли смог бы это сделать - слишком многое было завязано на одном человеке, слишком многие зависели от него лично. Несмотря на региональный уровень должности, по масштабу Амирова можно было назвать федеральной фигурой, ведь этот пост замыкал на себе большие деньги, комментирует журналист и политолог Максим Шевченко, который в свое время не раз встречался с махачкалинским главой.
"Дагестанцы в совокупности имеют отношение к обороту нескольких десятков млрд долларов, фамилии дагестанских олигархов на слуху, но это только те, кто на слуху, и Амиров - человек, который около 20 лет сидел в Дагестане, курировал муниципальную политику, а значит, имел отношение к контролю над средствами предприятий, диаспор, банков, филиалов и так далее".
О том, что в Дагестане крутятся большие деньги знали многие, до сих пор никто не объяснил, что за колоссальные суммы перевозили дагестанские чоповцы в Москву через внуковский аэропорт. Канал действовал много лет, и лишь недавно его разоблачили и заблокировали. Причем это стоило погон и свободы нескольким сотрудникам полиции, которые ранее пытались помешать переправке денег. Влияние дагестанской элиты было слишком велико, и, очевидно, распространялось далеко за пределы Дагестана.
"Даргинский клан, левашинский, по названию села, из которого происходит Саид Джафарович и откуда происходили и Магомедали Магомедов и Магомедсалам Магомедов, - это все левашинцы, а Саид Амиров, его арест - это фактически разгром его клана, который на протяжении 15 лет контролировал финансовую и политическую жизнь Дагестана. Это очень серьезно - с ним, с его работой, бизнес-империей внутри Дагестана связаны судьбы десятков тысяч людей".
Именно поэтому многие в Дагестане сейчас активно защищают Саида Амирова, пишут письма в его поддержку, особенно политики и чиновники регионального и муниципального уровня. Для многих махачкалинский мэр был фигурой высшей инстанции, гарантом благополучия и безопасности личного бизнеса и карьеры. Даже на бытовом уровне многие жители считали, что только он способен решить их проблемы. Не зря и сейчас на личном сайте Саида Амирова можно прочесть обращения к нему: кто-то просит помочь с землей, кто-то жалуется на соседа, а кому-то досаждают шумные городские таксисты. Впрочем, все эти письма Саиду Амирову сейчас читать некогда, в ближайшее время ему придется изучать другие материалы, связанные с обвинениями в свой адрес.