Картинка

Комментарии экспертов Современные лайнеры сложно сбить с курса, даже создавая помехи

24 июня 2013, 12:29

Персоны

Бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден вылетит сегодня из Москвы в Гавану. Американцы намерены заполучить беглеца любой ценой. Маршрут самолета, на котором полетит Сноуден, будет проходить зону ответственности диспетчеров Нью-Йорка. Эксперты не исключают, что американские диспетчеры могут принять (цитирую) "нестандартное решение". Тему для радио "Вести ФМ" прокомментировал руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

"Вести ФМ": Олег Константинович, скажите, могут ли американские диспетчеры законно посадить самолет в одном из американских аэропортов?

Пантелеев: Непосредственно диспетчеры такого законного указания дать не могут. Дело в том, что воздушное судно не будет входить именно в воздушное пространство Соединенных Штатов. Да, со стороны диспетчерского состава осуществляется контроль (в том числе и на нейтральной территории). Но, так или иначе, законных прав для того, чтобы принудить к посадке гражданский самолет, следующий в нейтральном воздушном пространстве, у диспетчеров и у других служб Соединенных Штатов не существует.

"Вести ФМ": А они могут действовать какой-то хитростью?

Пантелеев: Если речь идет о том, что у самолета обнаруживается какая-то неисправность, он требует экстренной посадки в ближайшем аэропорту (а ближайший аэропорт по маршруту следования - как раз на территории Соединенных Штатов Америки), тогда совершенно очевидно, что такого развития событий, как выдача и фактически силовой захват пассажира, избежать будет фактически невозможно. Но если самолет следует в соответствии с заранее оговоренным маршрутом и не входит в воздушное пространство Соединенных Штатов, ничего подобного произойти не может. Еще несколько десятилетий назад было бы возможно за счет создания специальным образом помех в навигационной системе самолета поставить ложные радиомаяки, которые бы привели к тому, что самолет вне ведома экипажа нарушит воздушное пространство Соединенных Штатов. Тогда можно поднять на перехват истребители и действовать по понятному сценарию. Сейчас самолеты в этом плане достаточно автономны, и даже создавая различного рода помехи, устанавливая ложные радиомаяки, лайнер сложно сбить с курса. Кроме того, естественно, это будет противоречить всем юридическим и морально-этическим нормам.

"Вести ФМ": Получается, если американцы и решат действовать, то они будут действовать, грубо нарушая международные законы, и просто могут посадить этот самолет. Но теоретически это может произойти с любым самолетом. А каких-то законных способов повлиять на рейс "Аэрофлота", на его маршрут у них нет.

Пантелеев: В данном случае это совершенно так, потому что (еще раз повторюсь) в воздушное пространство Соединенных Штатов лайнер заходить не должен.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Комментарии экспертов. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация