Комментарии экспертов В России не работают западные модели трудоустройства
Персоны
На рынке трудовой миграции утвердился специфический вид бизнеса - торговля людьми. Речь идет о перепродаже трудовых вакансий. Некоторые фирмы получают квоты на иностранных рабочих исключительно с целью дальнейшей перепродажи. Причем право нанять на работу определенное количество мигрантов не связано ни с какой оплатой, а продавая квоты, можно выручить 20-30 тысяч рублей за каждого легального работника, приехавшего в Россию. Как с этим бороться? Ситуацию и варианты борьбы с этим видом мошенничества для радио "Вести ФМ" прокомментировал президент фонда "Миграция XXI века" Вячеслав Поставнин.
"Вести ФМ": Вячеслав Александрович, велик ли масштаб этого бедствия - торговли квотами?
Поставнин: Да, к сожалению, очень велик. Знаете, мы даже как-то график делали. Крест получился: чем меньше квота, тем дороже она стоит. Раньше разрешение на работу для мигранта стоило 2 тысячи рублей, сейчас мигрант платит за это 20-25 тысяч рублей.
"Вести ФМ": Давайте попробуем разобраться на примере Москвы. Квота Москвы на привлечение мигрантов - 200 тысяч человек в год. Получается так по закону? Как сделать, чтобы эта цифра была легальной, нормальной, никто ничего не перепродавал? Некоторые эксперты ссылаются на западный опыт. Имеется в виду трехступенчатая система трудоустройства: сначала москвич - ждем, не занял место, потом гражданин России - ждем, не занял место. Вот тогда уже легальный мигрант. Подействует?
Поставнин: Знаете, самое страшное, что мы сейчас делаем, - мы слепо пытаемся копировать западные модели. Да, западные модели работают там. Но они работают потому, что они отрабатывались десятилетиями, столетиями. У них есть все соответствующие механизмы и институты. У них созданы электронные государства. Как вы себе представляете это у нас? Сколько человек у нас вообще трудится в Москве? Никто не знает. По заявлению вице-премьера Ольги Голодец, мы не знаем, где у нас в стране находится и трудится 38 миллионов человек. По ее заявлению, 20 миллионов у нас трудится в серой зоне экономики. Какие тут могут быть квоты вообще?! Как мы можем кого-то защищать, если мы не контролируем рынок труда? Рынок труда мы контролируем на 25-30 процентов, по заявлению наших официальных лиц. То есть сам смысл квот пропадает напрочь!
"Вести ФМ": Может быть, зайти с того боку, чтобы эти квоты не были бесплатными для тех компаний, которые нуждаются в труде иностранного рабочего?
Поставнин: Может быть. Это уже ближе к теме. Скажем: ты хочешь привлечь - заплати деньги, привлекай иностранного работника. Это, кстати говоря, может быть, лучший выход. Судя по всему, сейчас у нас в России находится порядка 12-15 миллионов мигрантов, значит, в Москве находится 2-3 миллиона. Почему я такие цифры называю? Мне сейчас возразят официальные лица, скажут, что я не специалист, и назовут цифру 3-5 миллионов нелегальных мигрантов у нас в стране. Так вот, я скажу, что 3-5 миллионов легальных мигрантов - эта цифра была озвучена на Совбезе в 2000 году.
Полностью слушайте в аудиоверсии.