Комментарии экспертов Причины шума в московском метро – старые вагоны и кривые рельсы
Персоны
Метрополитен призовут к ответу за духоту и шум в метро. Юристы Общества защиты прав потребителей подали в Мещанский суд Москвы иск, требующий от метрополитена отремонтировать напольное покрытие, снизить уровень шума и улучшить вентиляцию на станциях. Согласно нормативам, шум в пассажирских помещениях не должен превышать 70 децибел. При замере уровня звукового давления в вагоне при движении состава Таганско-Краснопресненской линии выявлено значение, равное 102 децибелам, что небезопасно для органов слуха. Все эти проблемы поднимаются правозащитниками не первый год. В ноябре 2012 года подземку оштрафовали за превышение децибел на 55 тысяч рублей. Однако руководство метро пока ничего не предприняло для изменения ситуации. Проблему для радио "Вести ФМ" прокомментировал председатель общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков.
"Вести ФМ": Михаил Геннадьевич, расскажите подробнее о сути ваших претензий. На каких станциях существуют такие проблемы?
Аншаков: Проблема существует практически на всех станциях. Что касается микроклимата - у нас наиболее загружены центральные станции, и там хуже всего обстоят дела с вентиляцией. Кроме того, что там большой пассажиропоток, это связано с тем, что вентиляционное оборудование было установлено в 50-60-70-е годы прошлого столетия. Сейчас это вентиляционное оборудование морально устарело. Во-первых, оно не было рассчитано на эти нагрузки, во-вторых, по нашим данным, около 40 процентов вентиляционных шахт находятся в не работоспособном состоянии. Метрополитен ничего не делает для того, чтобы привести свое хозяйство в порядок. Кроме того, просто нет специалистов. Сейчас НИИ и заводы, которые раньше разрабатывали это вентиляционное оборудование, просто отсутствуют в России, а иностранных аналогов, которые подходили бы под российские требования, нет. Поэтому ситуация патовая. Год от года количество пассажиров возрастает, а микроклимат становится всё хуже и хуже, то есть духота в метро - это обычное явление.
"Вести ФМ": Скажите, что именно производит такой сильный шум? Как это можно побороть?
Аншаков: Шум производит, прежде всего, подвижной состав, который находится либо в неисправном, либо в недостаточно отрегулированном состоянии. Это связано с плохим состоянием рельсового пути, то есть буквально они кривые и из-за этого шумят. Кроме того, подвески в старых составах тоже находятся в изношенном состоянии и издают такой шум. Во многих метрополитенах проблема с шумом уже давно решена. Например, в парижском метрополитене поступили следующим образом: там просто пустили обрезиненные колеса. Это не так дорого по затратам, и составы там ходят с обрезиненными колеса. Естественно, пути содержатся в надлежащем состоянии, вагоны не издают такого шума.
Мы же год от года об этом говорим, говорим. В 2010 году мы подавали аналогичный иск. Тогда суд нам отказал, сказал: экстремальные погодные условия, метрополитен не виноват. Ничего не меняется. Куда уж дальше-то... В этом году было несколько трагических случаев, связанных с возгоранием в метрополитене. То есть ситуация заключается в том, что в метрополитеновском хозяйстве профилактический и надлежащий ремонт не проводится, оборудование изнашивается, выходит из строя. Фактически мы доживаем это советское наследие.
Полностью слушайте в аудиоверсии.