Комментарии экспертов В договоре с банком финансовые условия должны выделяться особо
Персоны
Житель Воронежа требует от банка 24 миллиона рублей за нарушение условий договора, написанных мелким шрифтом. Мужчина самостоятельно изменил текст, а сотрудник банка подписал документ машинально, не вчитываясь в него. Таким образом, банк согласился взять на себя обязательства, предложенные клиентом. Воронежец не платит проценты по кредитной карте и возвращает банку только то, что брал. Претензия основывается на том, что банк нарушил условия кредитного договора. Тему для радио "Вести ФМ" прокомментировал директор "Столичной финансовой корпорации" Павел Геннель.
"Вести ФМ": Павел Александрович, получается, что внимательно читать договоры должны не только клиенты, но и банковские служащие тоже.
Геннель: Ну, разумеется.
"Вести ФМ": Можно ли расценивать поступок воронежца как мошенничество, или здесь банк может винить только своего сотрудника за невнимательность?
Геннель: О мошенничестве всё-таки речи быть не может, потому как очевидна невнимательность банковского сотрудника. Собственно говоря, предлагать те или иные условия договора любой из сторон вполне разумно и логично. Никто ни силой, ни обманом сотрудника не заставлял подписывать.
"Вести ФМ": То есть здесь всё законно - точно так же, как банки действуют законно, когда указывают что-то мелким шрифтом, и клиенты не вчитываются. Точно так же могут поступать и клиенты.
Геннель: Последняя арбитражная практика говорит о том, что условия, связанные с финансами, должны быть выделены особенно. То есть они не должны содержаться мелким шрифтом и не должны быть замаскированы в тексте договора. Поэтому история интересная. Но я думаю, что судебная перспектива нулевая.
"Вести ФМ": А почему нулевая? Вы считаете, что всё-таки банк победит?
Геннель: Я считаю, что в любом случае, даже если эти условия будут рассмотрены судом и приняты во внимание, они просто будут считаться ненаписанными. Руководствуясь статьёй №333 о соразмерности штрафных санкций и причинённого ущерба (а сумма по договору наверняка не такая уж и большая), тут ни о каких 24 миллионах не может быть и речи.
"Вести ФМ": Тем не менее, вы считаете, что клиент в данном судебном процессе одержит победу или всё-таки банк? Потому что когда в аналогичной ситуации были банки, когда они прописывали некоторые невыгодные для клиентов условия мелким шрифтом, побеждали-то в судах массово они. И десятки тысяч россиян на это жаловались, если не сотни тысяч.
Геннель: Да, безусловно, такая ситуация была. Но правоприменительная практика (законодательство не стоит на месте) учла это. Собственно говоря, условия, вписанные мелким шрифтом, рассматриваются судами сейчас достаточно критично. И это действует как на банки, так и на физических лиц.
Полностью слушайте в аудиоверсии.