Комментарии экспертов Россия должна объяснить блокировку украинского экспорта
Персоны
Украинские экспортеры попали в список рискованных - такое решение приняли в Таможенной службе России. Об этом сообщается в пресс-релизе федерации работодателей Украины. В ведомстве замечают, что это решение фактически на неопределенное время блокировало поставку товаров с Украины. Экспортеры начали обращаться с жалобами на трудности при прохождении российской таможни еще в 20-х числах июля, об этом пишет издание "Лента.ру". Компании попросили премьер-министра Украины Николая Азарова способствовать разрешению ситуацию на межправительственном уровне. С комментариями для "Вестей ФМ" - ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики, директор информационного бюро по присоединению России к Всемирной торговой организации Алексей Портанский.
"Вести ФМ": Алексей Павлович, как прокомментируете эту новость?
Портанский: Это достаточно неожиданное сообщение, неожиданная мера. И самое главное, что нет с российской стороны объяснений, почему все украинские экспортеры внесены Федеральной таможенной службой в список повышенного риска. Некоторое время речь шла о продукции кондитерской фирмы Roshen с Украины - это еще можно было понять: оттуда приедут соответствующие группы экспертов, которые будут здесь работать. Или, наоборот, наши туда поедут. Но объявлять сразу все предприятия, которые экспортируют в Россию, что они находятся в списке повышенного риска, - вот здесь, мне кажется, разумного объяснения не найти. Такого не может быть. Почему, например, металлургическая продукция, которую мы здесь потребляем, должна вдруг оказаться рискованной? Она что, подверглась радиоактивному облучению?
"Вести ФМ": Алексей Павлович, хотелось бы понять, какие критерии применяются к такой продукции? Какие санкции применяются к таким компаниям?
Портанский: Я еще раз хочу повторить, что такая жесткая мера должна иметь обоснование. Тем более что обе страны являются членами Всемирной торговой организации - это накладывает особую ответственность на поведение в торговле, на принятие каких-либо мер в торговле. И такая мера, как остановка экспорта, она, конечно, должна иметь объяснение. Резкие меры по остановке ввоза какой-то продукции бывают оправданы лишь тогда, когда речь идет о распространении какой-то эпидемии, о каком-то заболевании. Или если это промышленная продукция, когда, скажем, обнаружилось, что она радиоактивна, как это было после известной аварии на ядерном объекте в Японии. Тогда запчасти действительно из Японии не поступали в Европу. Во всех других случаях такие резкие меры не применяются. Как правило, стороны встречаются и начинают выяснять, почему, какие претензии имеет одна сторона к другой, начинают с этим разбираться. Но эта мера, которая действительно носит тотальный характер, она совершенно непонятна. И что еще более странно, что наша таможенная служба пока не дает никаких комментариев.
Полностью слушайте в аудиоверсии.