Комментарии экспертов Свобода выбора улучшит идеологию выпускных экзаменов
Персоны
Выпускникам предоставят право выбирать, сдавать ЕГЭ или нет. Соответствующий законопроект внесли в Госдуму депутаты от КПРФ. Согласно документу, школьник сам будет всё решать. В случае отказа итоговая аттестация будет проходить в форме классического выпускного экзамена. Одновременно депутаты-коммунисты предлагают увеличить число обязательных экзаменов, добавив в список экзамен по литературе. Тему для радио "Вести ФМ" прокомментировал член фракции КПРФ, первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.
"Вести ФМ": Олег Николаевич, расскажите, чем вы руководствовались при разработке данной инициативы?
Смолин: Мы руководствовались многими соображениями. Во-первых, тем, что Единый государственный экзамен (это уже признано большинством экспертов) понижает уровень интеллектуального развития наших детей. Кстати сказать, не только наших. Я говорил с депутатом Государственной думы пару лет назад, что Барак Обама выделил 4 миллиарда долларов на свертывание системы национального тестирования, чтобы не превращать нормальных американцев в задорновских. Задороновских - конечно, это мое выражение, а не Барака Обамы. Второе ответ заключается в том, что нам кажется, ситуация еще более созрела, чем прежде. Количество скандалов в этом году зашкаливает. Но дело даже не в скандалах. Официальные данные Рособрнадзора говорят, что среди полутора тысяч проверенных работ высокобалльников в основном из проблемных регионов 77 процентов оценок не соответствуют реальному содержанию. Куда дальше?! В-третьих, мы считаем, что чем больше будет свободы выбора у ребенка, тем лучше будет идеология самого экзамена. Экзамен - это не то место, где надо ребенка загонять в угол, а то место, где надо дать ему возможность показать всёх, на что он способен.
"Вести ФМ": Получается, вы предлагаете вернуться к прежней модели сдачи экзаменов?
Смолин: Мы предлагаем смешанную модель. Если верить социологам, 10 процентов выберут технологию ЕГЭ, порядка 50 процентов или более выберут традиционную схему, а остальные на момент социологического опроса еще не определились.
"Вести ФМ": Из чего они будут исходить в своем выборе?
Смолин: Я надеюсь, что они будут исходить в своем выборе, повторяю, из того, в чем они сильнее. Например, мы предлагаем экзамен по литературе в качестве обязательного. Если спросите, объясню, почему. Но мы предлагаем его в двух вариантах.
"Вести ФМ": Я пытаюсь понять немножко другой аспект. Вы предлагаете школьникам самим выбирать. Если ученик чувствует в себе силы, если он претендует на высшее образование, то, пожалуйста, погружайся в эту сферу стресса и сдавай ЕГЭ. Нет? Я не права?
Смолин: Нет. Мы даем право выбора вне зависимости от того, будет ли ребенок получать высшее образование или он не будет его получать.
"Вести ФМ": Но что он будет иметь на выходе, если он не выберет ЕГЭ, и, соответственно, будет претендовать на высшее образование?
Смолин: Он на выходе будет иметь обычные оценки, переведенные в баллы. Такая ситуация все равно так или иначе возникнет. И, соответственно, он сохранит возможность поступать в высшее учебное заведение, в том числе на основании результата обычного экзамена.
Полностью слушайте в аудиоверсии.