Комментарии экспертов Отделение Роскосмоса от промышленности – очень важное событие
Персоны
Роскосмос планируют разделить на две части. Развитием космической отрасли России будет заниматься Объединенная ракетно-космическая корпорация. Планируется, что первые годы все 100 процентов акций будут принадлежать государству. При этом Роскосмос будет сохранён, а штат сотрудников увеличен. Об этом сегодня сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин на заседании Военно-промышленной комиссии. В новую корпорацию должны войти все промышленные предприятия и конструкторские бюро ракетно-космической отрасли, всего в этом списке 33 организации. По словам Рогозина, оборонные предприятия, производящие боевые ракеты, пока в эту структуру включать не будут. Тему для радио "Вести ФМ" прокомментировал член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин.
"Вести ФМ": Андрей Геннадьевич, как вы можете прокомментировать эти инициативы?
Ионин: На самом деле у меня двоякое мнение. Во-первых, безусловно, произошли два важнейших события. Надеюсь, приняты окончательные решения, о которых эксперты и специалисты говорили на протяжении очень многих лет. Первое решение - это де-факто отделение Роскосмоса от промышленности. Потому что формально, конечно, федеральный орган власти всегда отделён от промышленности, но Роскосмос был такой уникальной структурой у нас в стране, которая на самом деле была связана с промышленностью очень тесно. И сейчас принято решение действительно реально отделить, де-факто отделить. И второе решение, которое целиком можно поддержать, - о концентрации российских компетенций, ресурсов в сфере космонавтики для того, чтобы решать более серьёзные, более масштабные задачи. Потому что в настоящем виде, когда предприятия разрозненные, и каждое пытается решать какие-то свои задачи, - это неэффективно при тех задачах, которые реально стоят перед российской и мировой космонавтикой.
"Вести ФМ": Андрей Геннадьевич, в последнее время, особенно в Интернете, зло шутят о том, что главная задача, которую решает наша космическая промышленность, - это наращивание группировки спутников ГЛОНАСС в Тихом океане. Как вы считаете, эта задача перестанет стоять? Как-то по-другому начнут работать?
Ионин: Я бы сказал следующее. Во-первых, здесь теперь появятся реальные ответственные. Потому что когда за надёжность космической техники наказывали руководителей Федерального космического агентства, на мой взгляд, это было неправильно. Потому что за качество техники отвечают в первую очередь руководители предприятий. И сейчас, когда произойдёт разделение, произойдёт и это разделение ответственности. Будет с кого спросить.
Я хотел вернуться к вопросу, что принято два правильных решения, на мой взгляд и на взгляд очень многих экспертов. Но дальше возникает вопрос реализации. Если мы говорим, что Роскосмос будет отделён от промышленности, то стоит вопрос, чем Роскосмос будет заниматься. На мой взгляд, это отделение позволяет сосредоточить все усилия Роскосмоса на решении других задач, не тех, которые он привык решать на протяжении последних 20 лет. В первую очередь это должны быть задачи реализации и помощи государству в разработке космической стратегии, в реализации этой космической стратегии нашей страны, в развитии научно-технического задела, инноваций. Потому что мы понимаем, что нельзя бесконечно летать на космической технике, разработанной в 50-60-х годах. Сейчас мировая космонавтика быстро движется вперёд. Если кто не успеет, останется в прошлом веке, даже в середине прошлого века, тот просто опоздает. Новый Роскосмос, безусловно, должен решать кадровые проблемы в отрасли и проблемы международного технического развития.
Полностью слушайте в аудиоверсии.