Комментарии экспертов Пилоты могли вывести Boeing из пике
Персоны
Межгосударственный авиационный комитет опубликовал первые результаты расшифровки разбившегося в Казани Boeing. По этим данным, один из летчиков отключил автопилот и сам отправил самолет в пике, об этом сообщили участники расследования. При этом эксперты не смогли в полной мере объяснить действия пилота. По их мнению, пока с уверенность можно говорить о слабой профессиональной подготовке летчиков. Сейчас специалисты изучают медицинские карты погибших пилотов и результаты психологических тестов, которые они регулярно проходили. Ситуацию в эфире "Вестей ФМ" прокомментировал герой России, летчик-испытатель Анатолий Кнышев.
"Вести ФМ": Анатолий Николаевич, здравствуйте! Я читала одно из ваших интервью, где вы говорите о том, что у пилота пикирующего Boeing было 20 секунд, чтобы спасти самолет. Поясните, пожалуйста, ваше мнение.
Кнышев: Мое мнение следующее. Вот когда есть информация, поступившая после расшифровки части материалов правительственной комиссией МАК, я могу для себя также несколько версий выдвинуть. Одна из версий. Основной метод пилотирования данного типа воздушного суда - это автоматическая система управления, в такой же степени автоматический уход на второй круг. Вторая версия, и по этой версии, возможно, что при нажатии кнопочки - там есть специальная кнопочка "уход на второй круг" - автоматика должна была создать определенные благоприятные условия ухода на второй круг, а экипаж мог только отслеживать те действия, которые выполняет автопилот. Следующая информация поступила, что пилот отключил. Вот, в какой момент он отключил. Он отключил в тот момент, когда автопилот выполнял уже не правомерные действия, действия, которые выходят за пределы эксплуатации, это раз, или же он отключил в момент ухода на второй круг - также версия. Но я могу сказать следующее. Этот, фактически, уход был на большой угол атаки и на большой тангаж. Это говорит о том, что с такими тангажами гражданские воздушные суда не летают. И даже на испытании это редко-редко происходит, только на начальной стадии, когда проверяются самые крайние позиции данного типа воздушного судна. И когда он резко достиг высоты 700 метров, по расшифровке, с высоты 100 метров - это очень большой тангаж, это истребители так летают. Это автоматика сделала или вручную?
"Вести ФМ": Анатолий Николаевич, поясните, пожалуйста, что такое тангаж?
Кнышев: Тангаж - это подъем носа самолета вверх, так называемый резкий набор высоты. Для профессионалов понятно, для зрителей и пассажиров, которые смотрят с земли - это резкий набор высоты. Вот, из-за резкого набора высоты, когда тяги двигателя недостаточно, идет потеря скорости, потому что для гражданских воздушных судов должен быть медленный набор высоты, здесь очень резко, за 40 секунд, с момента нажатия этой кнопки и уже столкновение произошло. И вот с высоты 700 метров 20 секунд он вертикально уже снижается к земле.
"Вести ФМ": И вот что-то пилоты могли сделать в этот момент?
Кнышев: Пилоты могли сделать следующее. Если только система исправна, продольный канал, там, где руль высоты, который и задает самолету или набор, или снижение, и эта система управления была уже в ручном управлении пилотов, они могли максимальным взятием штурвала на себя вывести самолет с этого снижения, но высота минимальная, я бы считал это 5-10 метров, не больше, не меньше. При этом нужно говорить, что достаточно было той информации, которая должна быть у пилотов на этом типе. Допустим, на наших воздушных судах, если приближаются к критическому режиму, к такому резкому набору высоты, у пилотов выдается звуковой и световой сигнал, плюс еще начинает самолет весь дрожать, потому что там специальные конструкторские устройства, которые предупреждают пилота и членов экипажа о приближении к критическим режимам полета.
Полностью слушайте в аудиоверсии.