Авторские материалы Диалог кожанки с бабочкой. Всеволод Мейерхольд: реформатор, реквиемист
Персоны
Юбилей Всеволода Мейерхольда, великого театрального режиссера, отмечают на этой неделе в Москве, с понедельника до пятницы в Центре имени Мейерхольда на Новослободской. Подробности рассказывает обозреватель "Вестий ФМ" Григорий Заславский.
Известно, что Мейерхольд родился не 10, а 9 февраля. Но когда переходили с одного календаря на другой, он прибавил не положенные 12, а 13 дней. Так 9 февраля превратилось в 10. И сам Мейерхольд тоже отмечал день рождения 10-го.
Великий режиссер, реформатор, революционер в театре, послуживший делу революции не только пером, но еще немного и - не штыком, правда, а наганом или револьвером, отдавший дань кожанке, которая у Мейерхольда вступала в диалог с такой же неизменной бабочкой. Человек, который в начале 20-х стал руководить театром своего собственного имени - сперва это был ТИМ, Театр имени Всеволода Мейерхольда, потом - ГосТИМ; задумавший в начале 30-х построить самое современное театральное здание в мире на Триумфальной площади, в котором и крыша должна была открываться, и амфитеатр - как в античном театре, и даже предполагалась вентиляция в каждом кресле, чтобы революционная публика могла курить, ни в чем себе не отказывая, прямо во время спектакля.
Великий режиссер, создатель своей собственной системы, он не один год, и не два потратил на постановку "Маскарада" в Александринском театре. Премьера вышла в канун февральской революции, и с тех самых пор этот спектакль называют реквиемом и старой жизни, и старому великому театру.
В середине 30-х двух вождей в СССР быть уже не могло, хотя Мейерхольд не претендовал ни на что большее, ему хватало и театра. Объявили врагом народа, арестовали, пытали. Письма Мейерхольда на самый верх невозможно читать без слез - там, где он описывает, как его, 70-летнего, пытают. В первые юбилеи режиссера даже фамилию его нельзя было произносить публично, первый большой вечер в Доме актера проходил относительно недавно.
Андрей Вознесенский посвятил ему трагический стих:
"Где Ваша могила - хотя бы холм,
Всеволод Эмильевич Мейерхольд?
Зрители в бушлатах дымят махрой -
ставит Революцию Мейерхольд".
Нынешнее 140-летие - возможность и о профессии поговорить, и о наследии Мейерхольда. Счастье, что многие его спектакли подробно описаны. Центр имени Мейерхольда сегодня вечером устраивает читку документальной пьесы, которую написала Елена Гремина, один из основателей московского Театра.doc. Роли распределили среди молодых, но уже известных актеров, но, например, Сергея Есенина сыграет не менее экстатический и экспрессивный поэт Андрей Родионов.
Сама Гремина говорит, что открыла для себя человека огромного дара, который иногда своей стихией пугал и других, и самого Мейерхольда.
Завтра там же, в Центре Мейерхольда - большай конференция, а в пятницу, 14 февраля - театральный альманах "Мейерхольд - это я", когда 5 известных режиссеров, в том числе, Кирилл Серебренников, Андрей Могучий, то есть, режиссеры двух столиц скажут, что думают о Мейерхольде. Условие было одно общее - уложиться в 20 минут. А что касается жанра, формы и прочего - тут была оставлена всем полная свобода, что и понятно, поскольку речь о Всеволоде Мейерхольде.