Комментарии экспертов Устанавливать видеокамеры в школах – неэтично и противозаконно
Персоны
В школах предлагается установить видеокамеры. Мамы и папы получат возможность наблюдать, как ведёт себя их ребёнок на уроках и переменах, какие занятия посещает, как отвечает, например, у доски. Стоимость услуги у операторов составит от 500 до 1 тысячи рублей в месяц. Тему для радио "Вести ФМ" прокомментировал президент Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолий Северный.
"Вести ФМ": Анатолий Алексеевич, как вы считаете, если вдруг такие камеры действительно появятся, будут ли они пользоваться популярностью у родителей?
Северный: Думаю, что да
"Вести ФМ": Почему? Потому что все люди любят подглядывать за всеми, особенно за своими детьми?
Северный: Дело не в этом. Дело в том, что родителям действительно небезразлично, как себя ведёт ребёнок, а главное, как к нему относятся. Это тоже родителям очень важно. Потом, насколько ребёнок готов к уроку, и прочее. Но дело в том, что разные дети по-разному будут на это реагировать. В этом, мне кажется, главная проблема.
"Вести ФМ": А детям, по-вашему, надо сообщать, что за ними наблюдают?
Северный: Обязательно. Да от них и не скроешь, они всё равно узнают.
"Вести ФМ": Мало ли, что за камера висит? Никто же не знает, что она транслирует изображение родителям?
Северный: Сами же родители скажут: "Вот, я знаю, что ты хулиганил на перемене". Нет, такие вещи не скроешь. И потом, это неэтично и, я думаю, противозаконно.
"Вести ФМ": Анатолий Алексеевич, а как же элемент доверия своему ребёнку? Когда он приходит из школы, а ты у него спрашиваешь: "Ну, как дела?" и веришь тому, что он рассказывает.
Северный: Доверие не исключает контроля, родительского контроля. Поэтому одно другому не мешает. Я ещё раз повторяю. Тут, скорее, проблема в том, как сами дети будут к этому относиться. Одним это будет всё равно, а других это будет, наоборот, сильно тормозить и сковывать. Я сужу по своему приёму: я всегда стараюсь с ребенком беседовать без родителя. Потому что в присутствии родителя ребёнок чувствует себя как на экзамене, он должен продемонстрировать родителю, что он действительно что-то может, знает и так далее. И не получается доверительной беседы. То же самое, у педагога не будет доверительного контакта с детьми, поскольку дети будут знать, что за ними следят. Я думаю, в этом как раз и будет существенно отрицательный момент такой системы.
Полностью слушайте в аудиоверсии.