Авторские материалы Теракт в Одессе: в объективность расследования никто не верит
Персоны
Кандидат в президенты Украины Пётр Порошенко назвал произошедшее в Доме профсоюзов в Одессе терактом. Он признал: против сторонников федерализации было использовано отравляющее вещество. Действительно, среди причин смерти людей, кроме ожогов, значится и отравление. Идёт ли речь об угарном газе? Очевидцы сообщали, что в окна забрасывали ампулы, от которых исходил запах аммиака. Что это могло быть за вещество? С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Александра Писарева.
Почти неделя прошла с дня трагедии в Одессе. Пресса публикует всё новые подробности произошедшего. На кадрах отчётливо видно, что большинство погибших - не просто сгорели. Их добивали. А выжившие рассказывают, что в окна охваченного огнём здания боевики забрасывали ампулы с газом, после чего лёгкие буквально выгорали изнутри. Какие-то вещества просто распыляли. Вот рассказ одной из тех, кому удалось спастись:
"Мы забаррикадировались холодильником, шкафами, столами. Там у нас пластиковая дверь была. Они эту пластиковую дверь вырвали, получилась дырка. Они в эту дырку кинули светошумовую гранату. Потом в эту дырку пшикали каким-то белым газом".
То, что какие-то отравляющие вещества были, признал и кандидат в президенты Украины Пётр Порошенко - вслед за первым вице-премьером страны Виталием Яремой. Что это был за газ? Специалисты спорят между собой. Возможно, разгадка весьма проста, считает военный обозреватель газеты "Комсомольская правда" Виктор Баранец.
"Органы милиции обладают газом, который имеет название "Сирень". Если использовать "Сирень", то этого зуда, о котором говорят пострадавшие, нет. Сегодня прорабатывается ещё более страшная версия - что использовалась, будем говорить, малая консистенция газа, который называется зарин. Но, судя по действию на людей, это не зарин, а, скорее всего, это милицейский газ, которым некоторые милиционеры поделились с представителями "Правого сектора".
Зная, как действует этот газ, можно понять, почему не все смогли убежать на верхние этажи, продолжает Виктор Баранец:
"Во-первых, у человека слезятся глаза. Он фактически не может смотреть на мир. Он должен держать глаза закрытыми, тогда боль не такая острая. Также человек начинает задыхаться и искать пространство, чтобы вдохнуть свежего воздуха. Если наглотаться очень серьёзной концентрации, побыть в этом облаке (и если у человека есть ещё какая-то лёгочная патология), то, безусловно, до грани смерти очень близко".
Таких веществ, которые при реакции с огнём могут вызвать практически мгновенную остановку дыхания, достаточно, поясняет заведующий терапевтическим отделением Клинической больницы №1 Сергей Стеблецов:
"Сера кристаллическая горит сразу с резким выделением оксида серы. Точно так же ведёт себя аммиак. Вообще, есть целый набор химических веществ, которые выделяют хлорные либо фосфорные соединения, вызывающие так называемый альвеолит - резкий отёк лёгких, удушье и смерть".
Дело тут может быть даже не в отравляющих веществах, а в том, в каких условиях оказались люди в Доме профсоюзов. Огромное помещение - замкнутое, поделенное на кабинеты, говорит химик, доцент Южного федерального университета Михаил Клецкий:
"Концентрация газа зависит от размеров помещения и от его вентилируемости. В Первую мировую войну немцы под Ипром намеренно применяли хлор. Хлор выжигает лёгкие, выжигает слизистые. Погибнуть можно и от угарного газа, когда в замкнутом пространстве накапливаются продукты горения и просто приостанавливают дыхательный цикл. А можно погибнуть от газа, выделяющегося при горении пластиков".
Горела и плавилась отделка. К тому же, по словам выживших, боевики забрасывали внутрь пылающие покрышки. Как результат - в списке погибших, опубликованном на одном из порталов, у большинства причина смерти - отравление. Хотя есть и огнестрельные ранения, и падение. Последнее, скорее всего, у тех, кто, спасаясь от огня, выбрасывался из окон. 10 метров (высота третьего этажа) - критическая отметка, говорит Сергей Стеблецов:
"Происходят отрывы внутренних органов. У нас есть мягкие органы, которые подвешены на собственных связочных аппаратах: лёгкое, печень, селезёнка. Происходят надрывы (кишечника, брыжейки), отрывы сосудов, внутреннее кровотечение, и человек погибает".
Сейчас идёт расследование трагедии. Правда, его объективность у многих экспертов вызывает вопросы. А одесситы продолжают хоронить своих родных.