Авторские материалы Отель "Книжка". Недорого, престижно. Столичные власти срочно продают дома на Новом Арбате
Персоны
Столичные власти планируют выставить на продажу знаменитые дома-книжки на Новом Арбате. При этом будущих собственников обяжут реконструировать здания под отели для гостей чемпионата мира по футболу в 2018 году. Почему эксперты уверены, что эта инициатива должна радовать не только поклонников футбола, но и остальных горожан - в репортаже корреспондента "Вестей ФМ" Татьяны Григорьянц.
"Запылились" совсем новоарбатские "книжки". Стоят себе с 1963 года прошлого столетия, и никто их не трогает, кроме офисных арендодателей да директоров известных бутиков. А ведь в свое время они были истинным примером модернизма в строительстве, отчасти "делая лицо" Нового Арбата - бывшего Калининского проспекта.
Девять высотных домов, четыре из которых - на южной стороне улицы, москвичи прозвали "мишкиными книжками", в честь архитектора-проектировщика Михаила Посохина. Именно благодаря ему во многом мы видим Новый Арбат - или как его когда-то назвал известный писатель и сценарист Юрий Нагибин, "вставные челюсти Москвы" - таким, каким он есть сейчас. Вертикальный взлёт высотных башен уравновешивается горизонталями фасадов общественных и торговых зданий, построенных между ними. В советское время по праздникам на этих зданиях появлялось огромное слово СССР - по букве на фасад. Причем для этого не требовалось даже каких-то особенных приспособлений - просто "играли" светом, зажигая люстры в определенных квартирах.
Успели "книжки" и сыграть свою роль в киноискусстве, рассказывает советник председателя Федерального межотраслевого совета "Деловой России", доктор экономических наук, профессор Михаил Викторов.
"Насколько я припоминаю, эти дома вошли в любимый фильм "Иван Васильевич меняет профессию", где Иван Грозный говорил хорошо знакомую фразу про Москву: "Ляпота". Конечно, какими-то архитектурными достоинствами они не обладают. Это больше как некий ансамбль. Это как некий знаковый символ Нового Арбата".
И вот - дома-"книжки" выставляются на торги. Причем в ускоренном режиме: столичное правительство дало отмашку продать помещения под гостиницы уже до 1 сентября этого года, объясняя: нужно готовиться к чемпионату мира по футболу. А до него осталось всего-ничего. Правда, не все уверены, что вариант с заселением гостей столицы именно на Арбат - самый удачный, комментирует Михаил Викторов.
"Возможность у столицы с точки зрения нового строительства все-таки есть. И не обязательно концентрировать такую функцию исключительно в центре".
Меж тем, не столько забота о гостях будущего чемпионата мира по футболу, сколько нехватка отелей в Москве беспокоит столичное правительство. Решение перепрофилировать "книжки" из офисных зданий в гостиничные - это хорошая идея, говорит вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев. Ибо в этих домах могут быть либо офисы, либо апартаменты, либо жилье. Жилье потребует серьезного перепрофилирования. Офисы, традиционно - гектары парковочных мест...
"Гостиницы требуют гораздо меньше объемов парковочных мест, чем офисные центры, и еще меньше, чем торговля. Поэтому получается, что, в принципе, переформатирование в гостиницы - оно улучшает транспортные коммуникации в отношении этих зданий".
Правда, на первых этажах этих "книжек" - столько магазинов и различных торговых точек находится, что удовлетворить всех арендодателей, предоставляя им альтернативу, да еще в столь короткий срок, едва ли удастся, считает Апрелев. Да и гостиницы выше 3 звезд в итоге будет сделать сложно, отмечает профессор международной академии архитектуры и член правления союза архитекторов России Максим Перов.
"Конечно, это не 5 звезд. Но Москве не хватает трехзвездочных гостиниц как раз. Расположение в этом смысле хорошее, в том смысле, если уйдут офисные работники, а придут гостиницы, то с точки зрения градостроительной - это правильное решение. Принципиально это возможно, технически - не сверхдорого".
По некоторым данным, город сможет выручить за три здания "книжек" ( а речь идет только о трех из четырех домов) 15 миллиардов рублей.