Авторские материалы Нефть в обход санкций: комментарии аналитиков
Персоны
Ведущие мировые нефтегазовые компании продолжают свою работу на российских месторождениях. Введённые США и странами Евросоюза санкции не касаются текущих проектов, многие из которых заключены на годы вперёд. Проблемы в добыче могут возникнуть из-за сложностей с ввозом нового оборудования. Однако то, что уже поставлено, гарантирует отрасль от сбоев в среднесрочной перспективе. С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Артёмов.
Проекты в сфере разведки и добычи нефти на перспективных российских полях продолжат своё развитие, несмотря на введенные США и странами Евросоюза санкции. Так, Exxon Mobil не прекращает участия в бурении на шельфе Арктики и в Охотском море - в партнёрстве с "Роснефтью". Эти соглашения заключены на годы вперед, говорит аналитик Raiffeisen Bank Андрей Полищук:
"Потому что санкции не распространяются на текущие контракты. Например, партнёр "Роснефти", который будет бурить в Арктике, уже заявил, что по текущему контракту с "Роснефтью" договор действует до 2022 года, и в рамках него все работы будут выполнены".
Несмотря на введение ограничений, ведущие западные компании (а сюда можно отнести и французскую Total, и итальянскую Eni) ищут варианты их минимизации. Или даже обхода, считает руководитель инвесткомпании Small Letters Виталий Крюков:
"Потому что российский рынок интересен, есть высокий рост на этом рынке. И если уйти - то свято место пусто не бывает, придут операторы из Азии. А после этого американским операторам, скажем так, будет сложно прийти вновь".
Текущие проблемы могут возникнуть на тех месторождениях, где необходима глубокая модернизация и поставка нового оборудования. Но компании, активно занятые в России, находят лазейки в формулировках санкций, поскольку запреты зачастую выстроены в общем плане. К примеру, касательно оборудования для извлечения сланцевой нефти, продолжает Виталий Крюков:
"Там же не прописаны глубины, допустим, или что относится к понятию "сланцевая нефть". За детали можно зацепиться и вывести некоторые залежи из-под определения сланцевой нефти. И в таком случае никаких ограничений на использование западного оборудования не будет".
Поэтому, в целом, снижение уровней добычи нефти не произойдёт в среднесрочной перспективе, говорит Андрей Полищук:
"Я не исключаю, что какие-то проекты могут быть отложены нашими компаниями из-за санкций. Но в целом на добычу это не должно повлиять - именно из-за того, что текущие контракты не попадают под санкции".
Относительно слабым местом может оказаться участие западных фирм в сервисном обслуживании скважин: в подземном ремонте и гидроразрыве пластов, которые проводятся для увеличения добычи. Здесь иностранным технологиям эффективной замены нет, признает Виталий Крюков:
"Если эмбарго останется на два года, эффект будет. Оборудование устареет, потребуется его смена. По ГРП может быть замена российским оборудованием, но оно менее эффективное. По сейсмике я вообще замены не вижу".
Вместе с тем часть технологий в обход санкций возможно на первых порах ввозить через азиатских партнёров. Эксперты полагают, что оснований для панических настроений пока нет - основное оборудование закуплено и уже работает. Поводов для снижения показателей российской нефтегазовой отрасли в ближайшие полтора-два года нет.