Картинка

Авторские материалы Морис Жарр: сорок с лишним лет удивительной карьеры

13 сентября 2014, 13:45

Исполняется 90 лет со дня рождения одного из самых удивительных и талантливых композиторов мирового кино - Мориса Жарра. Создатель саундтреков к таким легендарным лентам, как "Доктор Живаго" и "Железный барабан", он стал еще и отцом основоположника современной электронной музыки - Жана-Мишеля Жарра. О жизни и карьере композитора - культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин.

Для тех, кто рос в 1980-х, фамилия Жарр отсылает прежде всего к Жану-Мишелю, маститому электронщику, чьи энергичные, наполненные загадочным пафосом, сочинения лет тридцать назад все знали наизусть. Но для поколения их родителей - и, вероятно, просто для истории музыки и мировой культуры, - куда более значительной персоной был Морис Жарр, отец, учитель и вдохновитель Жана-Мишеля.

Он родился и учился в Лионе, хотел стать инженером-электриком - и, кто знает, не это ли стало впоследствии, ближе к старости, причиной его обращения к электронной музыке, страсть к которой Морис передал сыну? Однако сперва, еще совсем молодым человеком, он все-таки закончил парижскую консерваторию, где экспериментировал в легендарном театре Жана-Луи Барро и сдружился с Пьером Булезом; это были послевоенные годы, 1940-е.

Морис Жарр долгие годы не расставался со сценой, работая музыкальным руководителем Национального народного театра в Париже, а позже написал музыку к нескольким балетам: самым знаменитым из них, бесспорно, стал "Собор парижской богоматери", который ставили и в советской России - в постановке Ролана Пети, с костюмами Ива Сен-Лорана.

Однако все-таки мир больше и лучше знает Мориса Жарра по его фильмам. Он начинал карьеру кинокомпозитора в жанровых картинах Жоржа Франжю, в конце 1950-х, но уже в 1962 году прогремел один из лучших фильмов всех времен и народов - "Лоуренс Аравийский", шедевр британца Дэвида Лина, с эпической и неординарной музыкой Жарра. Именно сотрудничество с Лином принесло ему настоящую славу - и три "Оскара": сперва за того самого "Лоуренса", потом за "Доктора Живаго" в 1965-м - вальс оттуда остался едва ли не самой известной мелодией Жарра, - и, наконец, за "Поездку в Индию" в 1984-м.

Однако композитором он был очень разнообразным: к примеру, в том же самом году с его же музыкой вышла сумасшедшая комедия братьев Цукеров и Джима Эбрахамса "Совершенно секретно!". Морис Жарр - это шедевры Уильяма Уайлера и Джона Франкенхаймера, Рене Клемана и Альфреда Хичкока, Джона Хьюстона и Элии Казана, Клинта Иствуда и Франко Дзефирелли - именно Жарр писал музыку к его "Иисусу из Назарета". Но он же создал и инфернальный саундтрек, в котором использовалась исключительно перкуссия, для победителя "Золотой пальмовой ветви" - антивоенной сатиры Фолькера Шлендорфа "Жестяной барабан".

Его последний фильм приходится на 2001 год: сорок с лишним лет удивительной карьеры. И десятки часов отменной музыки, которую самое время вспомнить и переслушать сейчас, в день юбилея композитора.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация