Авторские материалы Морис Жарр: сорок с лишним лет удивительной карьеры
Исполняется 90 лет со дня рождения одного из самых удивительных и
талантливых композиторов мирового кино - Мориса Жарра. Создатель саундтреков к
таким легендарным лентам, как "Доктор Живаго" и "Железный барабан",
он стал еще и отцом основоположника современной электронной музыки -
Жана-Мишеля Жарра. О жизни и карьере композитора - культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин.
Для тех, кто рос в 1980-х, фамилия Жарр отсылает прежде всего к Жану-Мишелю,
маститому электронщику, чьи энергичные, наполненные загадочным пафосом,
сочинения лет тридцать назад все знали наизусть. Но для поколения их родителей
- и, вероятно, просто для истории музыки и мировой культуры, - куда более
значительной персоной был Морис Жарр, отец, учитель и вдохновитель Жана-Мишеля.
Он родился и учился в Лионе, хотел стать инженером-электриком - и, кто
знает, не это ли стало впоследствии, ближе к старости, причиной его обращения к
электронной музыке, страсть к которой Морис передал сыну? Однако сперва, еще
совсем молодым человеком, он все-таки закончил парижскую консерваторию, где
экспериментировал в легендарном театре Жана-Луи Барро и сдружился с Пьером
Булезом; это были послевоенные годы, 1940-е.
Морис Жарр долгие годы не расставался со сценой, работая музыкальным
руководителем Национального народного театра в Париже, а позже написал музыку к
нескольким балетам: самым знаменитым из них, бесспорно, стал "Собор
парижской богоматери", который ставили и в советской России - в постановке
Ролана Пети, с костюмами Ива Сен-Лорана.
Однако все-таки мир больше и лучше знает Мориса Жарра по его фильмам. Он
начинал карьеру кинокомпозитора в жанровых картинах Жоржа Франжю, в конце
1950-х, но уже в 1962 году прогремел один из лучших фильмов всех времен и
народов - "Лоуренс Аравийский", шедевр британца Дэвида Лина, с
эпической и неординарной музыкой Жарра. Именно сотрудничество с Лином принесло
ему настоящую славу - и три "Оскара": сперва за того самого "Лоуренса",
потом за "Доктора Живаго" в 1965-м - вальс оттуда остался едва ли не
самой известной мелодией Жарра, - и, наконец, за "Поездку в Индию" в
1984-м.
Однако композитором он был очень разнообразным: к примеру, в том же самом
году с его же музыкой вышла сумасшедшая комедия братьев Цукеров и Джима
Эбрахамса "Совершенно секретно!". Морис Жарр - это шедевры Уильяма
Уайлера и Джона Франкенхаймера, Рене Клемана и Альфреда Хичкока, Джона Хьюстона
и Элии Казана, Клинта Иствуда и Франко Дзефирелли - именно Жарр писал музыку к
его "Иисусу из Назарета". Но он же создал и инфернальный саундтрек, в
котором использовалась исключительно перкуссия, для победителя "Золотой
пальмовой ветви" - антивоенной сатиры Фолькера Шлендорфа "Жестяной
барабан".
Его последний фильм приходится на 2001 год: сорок с лишним лет удивительной
карьеры. И десятки часов отменной музыки, которую самое время вспомнить и
переслушать сейчас, в день юбилея композитора.