Авторские материалы Су-57: не самолёт – фантастика!
Персоны
На китайском авиасалоне Airshow China всё внимание приковано к премьере экспортной версии российского истребителя пятого поколения Су-57. Фигуры высшего пилотажа в небе над площадкой салона показывает заслуженный летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан. О том, чему удивляются посетители, – в материале корреспондента "Вестей ФМ" Александра Ельшевского.
Истребитель Су-57Э отрывается от земли после короткого разбега и без видимых усилий взмывает почти что вертикально вверх в небо над Китаем. Это – премьера экспортной версии, которая проходит на авиасалоне Airshow China. Самолет крутит фигуры высшего пилотажа – "бочка", потом "петля", на выходе из которой крутит "опавший лист", устремляясь к земле. А следом – снова свечкой ввысь и там просто замирает, как есть, в вертикальном положении. Зрители просто не верят своим глазам – складывается ощущение, что перед ними вживую показывают кадры из фантастических фильмов, где на кораблях стоят антигравитационные двигатели.
Эта фантастическая маневренность – одна из «фишек» российских истребителей, которые, начиная с Су-27, делают вещи просто недоступные другим самолётам. В более поздних Су-30СМ и венчающем эволюционную лестницу семейства Су-35С это, казалось бы, довели до идеала. Полёты на этих истребителях и правда заставляют усомниться в существовании законов физики и полностью ломают стереотипы о поведении самолёта в воздухе. Но то, что делает за штурвалом Су-57Э летчик-испытатель и Герой России Сергей Богдан в небе над Китаем, просто выходит за рамки понимания.
На земле в статической экспозиции стоит еще один Су-57, с образцами вооружения и демонстрацией возможностей того, что можно использовать на этой машине. В арсенале самолёта – большая номенклатура авиационных ракет «воздух – воздух» и «воздух – поверхность», благодаря чему он может выступать как в качестве истребителя, так и в качестве ударного самолёта.
Он оснащён принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики, обладающей высоким уровнем автоматизации боевого применения и интеллектуальной поддержки экипажа. Кроме того, благодаря низкому уровню заметности в радиолокационном, инфракрасном и видимом диапазонах длин волн, Су-57 способен выходить на позицию удара скрытно и атаковать с неожиданных направлений.
Самолет доставил в Китай российский тяжелый транспортник Ан-124-100 «Руслан» в разобранном виде. Представитель объединенной авиастроительной корпорации говорит, что сегодня Су-57 – единственный истребитель пятого поколения, который подтвердил свои прорывные характеристики во всех вариантах боевого применения. Это – грозное оружие с передовыми средствами поражения. Истребитель отличается высокой живучестью благодаря малой заметности и современному бортовому комплексу обороны. И самолет продолжает совершенствоваться с учетом опыта применения.
На выставочных образцах, как заявили эксперты Центра анализа стратегии и технологии, нет радиопоглощающего покрытия и ряда других секретных компонентов, которые могут дать информацию о технологиях, закрытых для широкой публики. Но опытные образцы с индексом Т-50-4 уже дают представление о том, что машина может даже в "пустой" комплектации.
«Показанный в Чжухае прототип Су-57 отлично показал себя на тренировках летной программы выставки, а серийные Су-57 сегодня успешно применяются в зоне СВО и выигрывают противостояние с американскими ЗРС Patriot, тем самым наглядно демонстрируя, пожалуй, главное свойство полноценного истребителя пятого поколения – способность эффективно действовать в «оспариваемом» воздушном пространстве», – добавили эксперты.
Премьера наделала много шума в англоязычном сегменте интернета. Там пытаются разгонять негатив о российском самолёте, говорят различных заклёпках и болтах на корпусе истребителя. И это вроде бы должно говорить о качестве сборки, умалчивая, правда, о том, что различные типы заклёпок встречаются и на других истребителях 5 поколения. Все потому, что конструкторы понимают разницу в нагрузках, которые испытывают различные части самолёта во время полёта и маневрирования. Кроме того, на любом истребителе имеются технологические люки, служащие для доступа к различным узлам и модулям, заклёпывать которые просто нельзя. Но, будучи единственным в мире самолетом нового поколения, который уже был испытан в бою, Су-57, конечно же, составляет огромную конкуренцию другим образцам, а видео полетов слишком впечатляют людей, даже никак не относящихся к боевой авиации. Так что недругам остается только плевать ядом, разбирая фотографии наземных образцов, выискивая, к чему бы еще прицепиться.