Картинка

Авторские материалы Навязыванию услуг поставили барьер

25 декабря 2025, 13:37

Персоны

Штрафы за навязывание услуг увеличили до полумиллиона рублей, то есть в 12,5 раз больше, чем было. Соответствующий законопроект приняла Госдума в третьем, окончательном чтении. Как гласит пояснительная записка, закон направлен на эффективное пресечение недобросовестных практик, когда приобретение основного товара или услуги (например, бытовой техники, тура, депозита) ставится в обязательное условие о покупке другого, часто ненужного потребителю, продукта. Все тонкости законопроекта изучил Сергей Гололобов.

К батону сухой колбасы две банки килек. Вспоминаем продуктовые заказы советской поры, когда дефицитный деликатес шёл в обязательном комплекте с неликивидом. Не хочешь кильки, не получишь и колбасу. Сейчас по такому же принципу действуют коммерсанты из самых разных сфер. К примеру, продленная гарантия при покупке телевизора, причем галочка о получении этой услуги стоит по умолчанию. И потребитель с удивлением узнаёт, что телевизор стоит дороже, чем на сайте магазина. Похожая ситуация в платной медицине, когда любезный доктор настаивает на вале ненужных по сути обследований, грозясь, что в противном случае пациента вылечить не удастся. Навязывание услуг процветает и в торговле авиабилетами, поясняет доцент Финансового университета при Правительстве России Петр Щербаченко.

ЩЕРБАЧЕНКО: Есть моменты, когда проставляется галочка, и если ты не заметил эту галочку, и эту галочку убрать нельзя. Там за страховку. То есть когда ты оплачиваешь, ты видишь, что цена там поменялась за билет. Соответственно, было 10 500, стало 11 400. И как раз эта разница, эта страховка за перелет. И если вы невнимательны, то может быть вы сразу оплатите эту страховку, а может она вам и не нужна.

Но особенно заметно навязывание услуг в финансовом секторе. Там доходит до полуофициального мошенничества. Так называемого мисселинга. Это недобросовестная практика продаж, при которой информация о товаре или услуге преднамеренно искажается. Продавец вводит потребителя в заблуждение, не раскрывая важных деталей и сообщая только привлекательную часть характеристик продукта. Пример – кредит не по рекламируемым невысоким процентам, а гораздо большим из-за дополнительных страховок, которые прописывают мелким шрифтом в конце договора. Что касается вкладов. Обещают 30 процентов годовых. Но надо тщательно вчитаться, чтобы понять, что это не стандартный банковский депозит, а инвестиционный или страховой продукт, за который то ли будут проценты, неизвестно какие, то ли вовсе нет. А банк – лишь розничный продавец этого финансового продукта, и не несёт никакую ответственность, а его реальный владелец – некая инвестиционная, или страховая компания. Да даже в классическом банковском депозите тоже могут объегорить, констатирует Петр Щербаченко.

ЩЕРБАЧЕНКО: Премиум подписка для повышения процента по вкладу. То есть когда взрослая женщина приходит положить на депозит 100 или 50 тысяч рублей. И ей предлагают подписку. Эта подписка, например, стоит две с половиной тысячи рублей, предлагая, что вырастет ее процент по вкладу. Подписка стоит 2 500, а положив на депозит 50 000 даже на два процента на год, можно посчитать, что там подписка не оправдана.

Но где та грань, когда тебе просто предлагают – хочешь подключай на депозит премиум подписку, или устанавливай допы на автомобиль, а хочешь, нет, – и навязывание, когда отказаться не можешь? Поясняет Петр Щербаченко.

ЩЕРБАЧЕНКО: Тонкая грань между навязыванием и предложением, когда вам говорят, что вы например не купите автомобиль без дополнительных соответственно опций. То есть если вы пришли и хотите купить автомобиль, то компания должна продать вам без этих допопций соответственно. А если вам говорят – нет, этот автомобиль на допопциях, мы там поставили подкрылки новые, колеса и всё такое, соответственно, это будет стоить на 500 000 дороже. То есть когда предлагают вместо одного продукта другой продукт.

Сейчас всем этим хитростям продавцов Госдума поставила барьер, увеличив штрафы в 12,5 раз. Прежние были символическими – от двух до четырех тысяч для должностных лиц и до 40 тысяч рублей для компаний. По новому законопроекту за навязывание услуг должностное лицо оштрафуют на сумму до ста тысяч рублей, а юрлицо аж до полумиллиона.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация