Авторские материалы Итальянское имя, русская душа. Лео - 40
Сегодня исполнилось 40 лет выдающемуся американскому артисту - кстати, обладателю русских корней - Леонардо ди Каприо. До сих пор у звезды "Титаника", "Авиатора" и "Отступников" нет "Оскара". Кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин уверяет, что это совсем не страшно.
Уже не грустно, а смешно: как вспомнят о Леонардо ди Каприо - то ли роль очередную сыграет, то ли юбилей случится, как сегодня - так давай причитать про "Оскар". Будто свет клином сошелся на этой золоченой статуэтке.
Безусловно, преуменьшать ее значение неправильно: премия важная, особенно для американского артиста, и глупо махать на нее рукой. Однако сколько было в Штатах и тем более за их пределами гениальных актеров или режиссеров, ни разу за жизнь не получавших "Оскара"? Поверьте, предостаточно.
И многие ли нынешние обладатели премии так известны и любимы, как ди Каприо? Ответ очевиден. Более того, очень вероятно, что его так сильно любят и жалеют именно как недооцененного американской киноакадемией. И уж точно для самого Лео (так неформально называют многие зрители и особенно зрительницы своего кумира, хоть тот уже давно взрослый мужчина) неполучение "Оскара" - дополнительный стимул, чтобы в каждой роли стремиться превзойти самого себя, преодолеть собственные штампы и клише, сделать нечто невиданное и неслыханное.
В самом деле, это сегодня он такой - единственный в мире. А начинал довольно обычно: с мальчишеских ролей в каких-нибудь "Санта-Барбаре", "Лесси" или "Зубастиках-3" - симпатичных, спора нет, но малозначительных.
"Что гложет Гилберта Грэйпа" Лассе Халлстрема в 1993-м стал прорывом для молодого актера, которого с этого момента начали узнавать и отличать. А там подоспела и ключевая череда ролей: истеричный и романтичный поэт Артюр Рембо в "Полном затмении" Агнешки Холланд, идеальный современный Ромео в "Ромео + Джульетте" База Лурмана. И, наконец, в 1997-м - нищий художник Джек Доусон в важнейшем фильме рубежа веков, "Титанике" Джеймса Кэмерона.
Ну, да, тогда "Оскар" пролетел мимо, и самая высшая точка в карьере рисковала остаться последней: с такой вершины путь - только вниз. Но не для ди Каприо. Успех и популярность - ничто перед той работой над собой, которую проделал этот, казалось бы, смазливый любимец школьниц.
Неврастенический эскапист в "Пляже" Дэнни Бойла - и честолюбивый молодой гангстер в "Бандах Нью-Йорка" Скорсезе, отныне полюбившего ди Каприо как родного. Небывалый авантюрист в "Поймай меня, если сможешь" у самого Спилберга - и легендарный Говард Хьюз в амбициозном "Авиаторе". Двойной агент в "оскароносных", хоть и не по актерской части, "Отступниках" - и лузер в поколенческой тончайшей "Дороге перемен" Сэма Мендеса. Путешественник по воображаемым мирам в хорроре "Острове проклятых" и фантастическом "Начале", карикатурный плантатор-садист в "Джанго освобожденном" и красавчик Гэтсби, вновь - у Лурмана, а потом - пустившийся во все тяжкие харизматичный мошенник в "Волке с Уолл-Стрит"...
Ди Каприо желают лучшие режиссеры, его юношеский шарм с годами переплавился в удивительную актерскую пластичность, и он, кажется, сегодня способен буквально на все - по меньшей мере, в рамках своей профессии. И зачем ему "Оскар"? Наоборот, пусть подольше не дают, чтобы старался еще лучше - и нет сомнений, он нас удивит еще не раз.