Комментарии экспертов Германия не прекратила восточную политику, она её и не начинала
Персоны
Последние резкие заявления канцлера Германии Ангелы Меркель в отношении России могут свидетельствовать об отказе Берлина от восточной политики и грядущем изменении в расстановке сил в европейской геополитике. Об этом пишет бывший главный редактор Le Monde Натали Нугаред в статье для The Guardian. Германия следовала восточно-политическому курсу несколько десятилетий, и его изменение может оказать сильнейшее влияние на внешнеполитическую ситуацию в Европе. Если это произойдёт, сторонники России в Германии окажутся под огромным давлением, а все европейские страны будут внимательно следить, как меняются не только российско-немецкие, но и немецко-американские отношения, об этом говорится в статье. Ранее, напомню, стало известно, что Ангела Меркель назвала неизбежными дальнейшие санкции против России.
Тему радио "Вести ФМ" прокомментировал руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.
"Вести ФМ": Владислав Борисович, статья заметная, но изложенное в ней - это всё-таки мнение известного, уважаемого журналиста, то есть всё-таки личное мнение. Готовы ли вы согласиться с прогнозом и предложенной степенью тревожности, что ли?
Белов: Что значит уважаемый? Как эксперту по Германии, мне неизвестный. В любом случае, надо сказать, что бывшая восточная политика Германии удачно закончилась объединением двух немецких государств. В 90-е годы было какое-то ещё представление о восточной политике, но в последние годы как таковой восточной политики в Германии не было. Если вы посмотрите соответствующее положение коалиционного соглашения от декабря прошлого года, об этой политике - ни слова, и поэтому поставлен вопрос, какова должна быть восточная политика в будущем. Поэтому Германия не только не прекратила восточной политики, она пока её даже не начала.
Характер отношений - фундаментальный. В принципе на фоне резкой критики Ангелы Меркель российского высшего политического руководства, скажем так, неоднократные заявления Ангелы Меркель об ответственности России за события – это точка зрения Германии, подчёркиваю. И соответствующие выводы о том, что Россия обязана предпринимать все меры, в общем-то, сопровождают заявления Ангелы Меркель, скажем так, с апреля месяца. И ничего качественного в Австралии не произошло.
Произошло следующее. Владимир Путин и Ангела Меркель поддерживают достаточно конструктивный диалог не только на уровне телефонных разговоров, но и в личном общении в Мадриде и Австралии. Содержание разговоров неизвестно, и, соответственно, надо журналистам сделать из мухи слона, что и делает уважаемый журналист, предполагая, что в Австралии проходит водораздел между терпением Ангелы Меркель до встречи с Путиным, после встречи с Путиным. Некоторые журналисты издеваются над обоими уважаемыми политиками, что якобы 4 часа Ангела Меркель тупо задавала один вопрос, а Владимир Владимирович в свойственной ему манере давал одни и те же ответы. Совершенно это не так. Отношения наши развиваются.
Мне представляется, что жёсткость Ангелы Меркель обусловлена фундаментальным характером отношений. Это, скажем так, внешнеполитическая культура - критиковать своего ближайшего партнёра. Именно в критике Ангела Меркель видит шансы и возможности для выведения наших отношений не только на прежний уровень и установления капитала доверия, который моментально исчез за несколько недель после присоединения Крыма к России, правильнее сказать, вхождения Крыма в состав России. И, соответственно, Ангела Меркель рассчитывает через такую жёсткую риторику завоевать свой политический капитал в Евросоюзе для будущей восточной политики, которая будет свободна от оси Москва – Берлин, которая всегда подвергалась критике со стороны партнёров по Евросоюзу.
Полностью слушайте в аудиоверсии.