Комментарии экспертов Французы попытаются куда-то "сплавить" "Мистрали", затопление – крайний вариант
Персоны
Франция может затопить два вертолетоносца "Мистраль", построенные для России, в случае расторжения контракта и отказа от их поставки. Об этом пишет сегодня газета Le Figaro. Насколько реален такой вариант развития событий? Об этом "Вести FM" поговорили с Русланом Пуховым, директором Центра анализа стратегий и технологий.
"Вести FM": Как вы считаете, предложение затопить "Мистрали" - это все-таки страшилки или это реальный сценарий развития событий?
Пухов: В принципе существует практика затопления старых кораблей, некоторые из них даже до этого используют как мишени. Наверное, такой вариант нельзя исключить полностью, но все это может произойти только после того, как будут урегулированы все претензии с российской стороны. России нужно вернуть ту сумму, которую она заплатила за оба корабля, 90% стоимости - это почти миллиард евро. Россия должна получить какие-то пени, потому что, условно говоря, деньги ее бесплатно "крутились". Дальше. Россия поставила туда часть оборудования, в частности, как известно, например, корма делалась на Балтийском заводе, то есть нам нужно вернуть деньги за нашу корму по какой-то справедливой цене, вернуть то оборудование, которое мы поставили. И потом, наверное, после того, как французы тоже с этого корабля демонтируют различное оборудование и вернут своим компаниям, которые его комплектовали, надо будет думать, что делать с корпусом.
Однако я все-таки предположил бы, что в случае драматического развития события французы один корабль, скорее всего, выкупят себе для военно-морского флота. Дело в том, что изначально у французов были планы иметь подобного класса универсальные десантные корабли - 4 штуки. Потом они как бы "секвестрировали" свое представление о прекрасном до трех, поэтому в принципе место для четвертого корабля есть. Наверное, французский военно-морской флот в этот момент вспомнит известную русскую пословицу: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". А еще один корабль - второй - можно предложить каким-то странам на экспорт, причем, вполне возможно, тем странам, у которых есть традиция эксплуатировать бывшие в употреблении французские корабли, ну, например, Бразилия, которая использует старый авианосец Foch и имеет некие морские амбиции. Поэтому я думаю, что вариант с полным затоплением корпуса корабля с дорогостоящим демонтажем с него оборудования все-таки является таким уже совсем пиковым, а французы будут пытаться куда-то сплавить этот чемодан без ручки, который нести им тяжело.
"Вести FM": Но ранее говорилось о том, что корабль не соответствует европейским стандартам, и чтобы его как-то переделать под нужды французов, нужны миллионы евро.
Пухов: Дело в том, что это популярное заблуждение. Этот корабль делался по коммерческим технологиям, то есть это фактически такое гражданское судно, это не военный корабль, в этом большой плюс. Например, все, кто видели этот корабль, как он в центре Невы развернулся вокруг собственной оси и пришвартовался, понимают, что ни один боевой корабль этого сделать не смог бы. Единственное, что отличает этот русский "Мистраль" от французского - это то, что у него более вместительные и более высокие ангары для вертолетов, потому что в стандартные не заходил наш вертолет Ка-50. Плюс у него палуба была сделана для борьбы с обледенением. Потому что мы планировали эти "Мистрали" не в тропических морях, в теплых, эксплуатировать, как французы, а у себя в северных морях.
Полностью слушайте в аудиоверсии.