Авторские материалы Одноразовое прощение: чего ждать от амнистии капиталов
Персоны
Госдума приняла в первом чтении законопроект об амнистии капиталов и имущества, выведенных российскими гражданами за границу. Проект Минфина предусматривает заполнение теми, кто на такую амнистию согласится, секретной декларации об активах. После чего человек освобождается от преследования по уголовным и административным статьям, которые могут быть связаны с обретением этого имущества. С одной оговоркой - если правонарушения были совершены до 1 января 2014 года. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артемов - подробнее.
Первая экономическая амнистия - в России проводилась в 2006-2007 годах - была налоговой, и особых результатов для государства она не принесла, говорит Сергей Шугаев, но у нынешнего законопроекта, по его словам, иная цель:
"Президент Путин неоднократно высказался и достаточно однозначно на эту тему. Более подробно он говорил на съезде РСПП, где предупреждал бизнесменов, что эта амнистия не преследует цели возврата капитала из-за рубежа, а дает возможность их вернуть, то есть фактически спасти деньги, которые в нынешней глобальной макроэкономической и политической ситуации находятся в опасности".
И эта опасность, по словам Сергея Шугаева, кроется не только, и не столько в санкциях, введенных Западом против ряда российских компаний и граждан:
"Отток капитала из Великобритании за последние 15 месяцев достиг колоссальных размеров - более 350 миллиардов долларов. Это говорит о том, что бизнес-климат в этой стране стал для наших бизнесменов, в том числе, не таким благоприятным, как он казался раньше. Реакция бизнеса на это дело последовала, а дальше - дело уж самого бизнесмена, вернуть деньги в Российскую Федерацию или оставить их в другой юрисдикции".
Амнистия бесплатна. Те, кто согласятся на нее, должны будут заполнить закрытую декларацию, сведения в которой будут закрыты грифом налоговой тайны. И никаких дополнительных налогов платить не придется. В декларации могут быть отражены многие вещи, отмечает старший юрист компании "Герберт Смит" Сергей Еремин:
"Речь идет о недвижимом имуществе, о денежных средствах на счетах и об акциях и долях в компаниях, которые учитываются в иностранных реестрах. Они по идее тоже должны попасть под амнистию, потому их надо задекларировать".
В проекте закона сказано, что после заполнения декларации ее подписанты освобождаются от уголовного и административного преследования. Впрочем, для этого, полагает партнер юридической компании Goltsblat BLP Андрей Гольцблат, придется принимать дополнительные поправки, вносить их и в уголовный, и в уголовно-процессуальный кодексы:
"С точки зрения самой процедуры декларирования имущества, этого вполне достаточно, а вот с точки зрения гарантий неприменения ответственности, наверное, нет - если говорить кристально юридически".
По мнению Андрея Гольцблата, идея законопроекта заключается в том, чтобы граждане раскрыли информацию о своих активах, а потом законно использовать их, в том числе и на территории России. Но эффективность амнистии кажется ему сомнительной:
"Это некая идея - провести черту под незаконным поведением в прошлом и дать возможность вести себя законно в будущем. Но сейчас эта идея слабореализуема - в том виде, в котором законопроект сегодня существует, он применяется только к тем нарушениям, которые возникли до 1 января 2014 года. Ведь не могли люди предугадать, что будет амнистия и резко, 31 декабря 2013 года, прекратить противоправные действия и весь 2014 год вести себя хорошо потому, что они знали, что будет амнистия".
Есть оговорка - по тексту проекта освобождаются от преследования правонарушения, совершенные до начала прошлого года. Эта связь понятна, говорит Сергей Еремин, если принять во внимание ранее принятый закон "О контролируемых иностранных компаниях", согласно которому их российские акционеры должны раскрывать доли своего участия в них:
"В преддверии принятия закона о контролируемых иностранных компаниях было активное переоформление, перепрятывание зарубежной собственности. Это происходило в 2014 году, поэтому то, что происходило в 2014-м, под амнистию уже не попадает".
Амнистия в законопроекте оговаривается, как добровольная - вместе с тем, отмечает Андрей Гольцблат, она может вызвать много вопросов у добропорядочных бизнесменов:
"Те, кто - условно говоря - нарушал и декларирует, тех от ответственности освобождают. А те, кто не нарушал и декларировать ничего не обязан, к ним могут прийти и спросить, а откуда капиталы? К тем, кто нарушал и декларировал , прийти как раз не могут. Получается, что закон у нас добровольно-принудительный, а не добровольный".
В ходе обсуждения проекта документа свои негативные отклики на него опубликовали Организация экономического сотрудничества и развития и международные структуры, которые преследуют коррупцию. Смысл их претензий поясняет Сергей Еремин:
"По сути, это будет означать, что деньги, которые были заработаны неизвестно как и вложены в зарубежные активы, будут признаны законными. С этого момента их можно будет использовать по всему миру, не рискуя попасть под дополнительный контроль. Международные организации этим недовольны".
Государственная Дума намерена полностью принять закон уже на следующей неделе. Времени на обсуждение поправок остается немного - юристы же полагают, что оснований для корректировок будет гораздо больше уже после того, как проект станет законом.