Комментарии экспертов Причиной превышения загрязняющих веществ в воздухе столицы стала неблагоприятная погода
Персоны
С чем связано ухудшение экологической обстановки в Москве? Какие факторы влияют на концентрацию загрязняющих веществ? Как минимизировать их влияние на организм? Об этом и многом другом "Вести FM" поговорили с главным экологом Московского нефтеперерабатывающего завода Юрием Ерохиным.
"Вести FM": Юрий Юрьевич, кратковременное загрязнение атмосферного воздуха, которое зафиксировано в московском районе Люблино, что это такое может быть?
Ерохин: Вы знаете, когда мы видим такого рода превышения загрязняющих веществ, которые фиксируются Мосэкомониторингом, мы всегда рассматриваем несколько причин. Во-первых, возможны какие-то отклонения в работах промышленных предприятий, объектов инфраструктуры города. Плюс большое количество автотранспорта и другие причины. Второй важный пункт, который в обязательном порядке мы рассматриваем, - это, собственно, метеорологические условия, которые складываются в данный момент, при данных превышениях. Касательно того, что было зафиксировано 3-го числа, следует сразу обратить внимание на то, что сразу на нескольких станциях города Москвы были зарегистрированы превышения, причём не только по сероводороду, но и по другим загрязняющим веществам, таким, как окислы азота. В это время наблюдалось ослабление рассеяния вредных примесей. Всё это говорит о том, что причиной повышения концентрации на постах Мосэкомониторинга является, собственно, не промышленные предприятия (я не говорю конкретно о заводе, я говорю обо всех промышленных предприятиях) и не автотранспорт, причиной превышения концентрации стали прежде всего неблагоприятные метеорологические условия.
И здесь вы очень правильно поправили, когда сказали, что это не выбросы конкретно какого-то вещества, а это именно превышение концентрации. Поэтому, когда вы видите в открытых экологических сайтах превышение по тому или иному компоненту, обязательно надо смотреть на картину в целом, чтобы не ошибиться и не использовать, как это достаточно часто делают коллеги, когда говорят о выбросах. В данном случае выбросов не было. Всё говорит о том, что это были неблагоприятные метеорологические условия, которые, собственно, подтверждаются и Мосэкомониторингом.
"Вести FM": А ещё есть какие-нибудь факторы, помимо погоды? Понятно, безветренная жаркая погода, которая только усугубляет ситуацию. Но только ли погода влияет на возможные концентрации загрязняющих веществ?
Ерохин: Как я вам уже сказал, это два фактора, которые, собственно, могут привести к увеличению концентрации загрязняющего вещества. Первый - это погода. И второй - те или иные отклонения в работе либо промышленных предприятий, либо элементов инфраструктуры города, либо избыточное количество автотранспорта - допустим, пробки в пятничные дни. Это два основных фактора, влияющих на изменение концентрации загрязняющих веществ, что фиксируется Мосэкомониторингом.
Надо отметить, что на самом деле в году бывает порядка 50 дней, когда наблюдаются такого рода метеорологические условия. То есть у нас с вами фактически каждый 6-7 день в году - как раз дни, когда наблюдаются эти условия. Раньше на это не обращали внимания, потому что экологическая информация была значительно менее открытой. Мы не имели той информации, которую можем получать сейчас. Поэтому, когда сейчас мы видим изменения в худшую сторону, мы, естественно, на них сразу же реагируем. Но ещё раз подчёркиваю: всегда надо смотреть на ситуацию в целом, всегда надо отслеживать не только отклонения в концентрации загрязняющих веществ, но и смотреть, по каким веществам происходит превышение. И самое главное - обязательно отслеживать метеорологические условия, которые складываются в это время.
"Вести FM": Юрий Юрьевич, у нас в Москве, кажется, около 4 миллионов машин. Если они все одновременно едут куда-то - появляются пробки. Это действительно очень сильный удар по экологии?
Ерохин: Однозначно. Очень сильный удар. Могу вам привести цифры. Они всегда говорят лучше любых слов. Из миллиона тонн выбросов в течение года в Москве 930 тысяч тонн приходятся на автотранспорт. То есть по существу более 93% загрязняющих веществ, которые выбрасываются в городе, приходятся на автотранспорт. Представьте, если это периоды пиковой нагрузки. Это действительно серьёзный удар.
"Вести FM": Что делать простым людям, особенно тем, которые живут в таких потенциально опасных районах (Капотня, Люблино, где и было зафиксировано в последний раз загрязнение атмосферного воздуха)? Если происходят какие-то выбросы, об этом сообщается в новостях. Что предпринимать, чтобы минимизировать влияние на организм? Может быть, простыни мокрые вешать на окна? Какие-то есть методы?
Ерохин: Да, это достаточно эффективный метод, который позволяет, соответственно, поглотить избыток загрязняющих веществ настолько, насколько это возможно. Но всё-таки мне хотелось подчеркнуть, что я не считаю Люблино и Капотню потенциально опасными районами. Поверьте мне, если вы откроете экологическую карту города, вы увидите, что есть достаточно элитные районы Москвы, которые по экологической обстановке являются гораздо более опасными, чем указанные вами.
Полностью слушайте в аудиоверсии.