Картинка

Авторские материалы Большой художник, кинодостояние Швеции, ученик и антипод Бергмана: творческий путь Роя Андерссона

11 июня 2015, 19:49

На длинных выходных сразу в двух городах - Москве и Санкт-Петербурге - стартует ретроспектива одного из самых выдающихся современных режиссеров, лауреата прошлогоднего "Золотого льва" в Венеции Роя Андерссона. Он сам приедет представить свой новый фильм. Об этом подробнее рассказывает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Рой Андерссон - очень большой художник. Формально ученик Ингмара Бергмана, который был ректором его киношколы в Стокгольме, на самом деле - его антипод, левак, авангардист, бывший пролетарий, а сегодня на родине, в Швеции, главное национальное кинодостояние после смерти Бергмана. Ему за 70, но он считает себя молодым: и правда, на его счету только пять полнометражных фильмов, из которых первый был снят в 1970, а последний - в прошлом году; был и перерыв в четверть века, за время которого Андерссон снял десятки рекламных роликов и так хорошо на этом заработал (не говоря о славе), что смог основать на эти деньги собственную компанию и снимать полнометражное авторское кино под своим же продюсерским руководством.

Когда-то в 1970 он всколыхнул всю Европу пронзительной и искренней современной версией "Ромео и Джульетты" - "Шведской историей любви", неслыханно откровенной и обезоруживающе спонтанной для кинематографа тех лет. Вторая режиссерская работа Андерссона с загадочным названием "Гилиап" - по сюжету это псевдоним главного героя, официанта из провинциального городка, - провалилась в прокате и у критиков; тогда-то, виня во всем продюсеров, он хлопнул дверью большого кино и занялся рекламой, собирая "Каннских львов" и выгодные контракты.

В 2000 случилось явление Андерссона в Каннах, где его монументальная ироническая фреска о конце света "Песни со второго этажа" получила приз жюри. Там зрители и узнали зрелый стиль уникального режиссера, сформировавшийся за минувшие годы. Актеры - исключительно непрофессионалы, участники бесконечной сцены театра абсурда. Съемки - только со статичной камеры, без единого крупного плана. И только в павильонах, которые режиссер создает сам, кустарным методом: на натуре - ни одного кадра. А тема - величие и ничтожество человека, как это определяет сам автор, которого вдохновляли Сервантес и Брейгель, Чаплин и Витторио де Сика, Брехт и Илья Репин, которого Рой Андерссон называет своим любимым художником.

Последовал "Ты живущий", куда оригинальную музыку, как и к предыдущей ленте, писал Бенни Андерссон - основатель легендарной ABBA и однофамилец режиссера.

И, наконец, третья часть эпохального цикла, "Трилогии живущего": "Голубь, который сидел на ветке, размышляя о бытии" - "Золотой лев" фестиваля в Венеции. Его-то и представит на премьере сам Рой Андерссон в России, дважды: 16 июня в Москве и 17 в Петербурге. А еще будут мастер-классы, встречи со зрителями, полная ретроспектива ранних работ режиссера и даже рекламных роликов. И презентация первой в мире книги о его фильмах, написанной и изданной в России.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация