Авторские материалы Выгодный кризис, или особенности российского ретейла
Персоны
Крупные торговые сети процветают в кризис. Второй по выручке ретейлер страны - компания "X5" - нарастила объемы продаж. Во втором квартале этого года выросли не только доходы продуктовых магазинов, но и их чистая прибыль - на 3,7% в годовом выражении. Ранее о своих финансах отчитался "Магнит", у него квартальная прибыль подскочила на 25%. Производители продуктов питания заявляют, что о таких показателях могут лишь мечтать. Они обвиняют ретейлеров в монополизме и завышении наценки. В теме разбирался экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.
Кризис не особо помешал ретейлерам выполнить планы по росту их бизнеса. Еще в прошлом году они закладывали увеличение выручки на четверть и выше, и, судя по финансовой отчетности, этот темп им удалось удержать. У большинства крупных ретейлеров в этом году расширились торговые площади, открылись сотни новых магазинов. Упала только рентабельность бизнеса (на некоторые доли процента), а также выросли долги. Но валовая наценка у ретейлеров не претерпела особых изменений - она составляет около трети средней стоимости товара. А значит, с растущими расходами сети вполне справляются.
Все это странно на фоне падения доходов населения. У производителей аграрной продукции есть на этот счет свое объяснение: магазины держат наценку за счет снижения закупочных цен. То есть перекладывают убытки на поставщиков, говорит гендиректор Ассоциации фермерских хозяйств Сергей Балаев:
"Если говорить о сельхозпроизводителе, не касаясь "овощанки" - без нашей картошки и морковки сети жить не могут, то все остальное так же сложно. Вот все сложно. Как и раньше, они просят деньги за входы, за это, за то - ничего не изменилось. Только теперь требуют неофициально. Надо какие-то жесткие законы вводить, чтобы российские производители имели возможность продавать в сетях".
Эксперты в области ретейла видят картину иначе. Они говорят, что продовольственный рынок на самом деле сжимается - просто идет укрупнение сетей за счет более мелких компаний. Торговля продуктами - это действительно высокомаржинальный бизнес, на ряд товаров сети могут накидывать 100% стоимости и даже больше. Но с другой стороны, могут отправить продукт на реализацию по ценам ниже, чем закупали. Это - специфика российского ретейла, он работает на высоких оборотах и не приносит стабильной прибыли. Например, в недавней отчетности "Магнита" указано, что рентабельность этой сети сейчас упала до 5,5%. Для бизнеса это - мизерная доходность, в теории владельцам было бы выгоднее закрыть все магазины и вложиться в ценные бумаги. Поэтому не стоит судить о доходах сетей по нескольким месяцам их работы, заключает управляющий директор компании BBCG Алексей Филатов:
"Мне непонятна сама формулировка - "растут за счет покупателей". Сейчас главный фактор - это цена, соответственно, те компании, которые способны предложить лучшую цену, естественно, становятся более привлекательны. Очевидно, что на рынке в России лучшие поставщики цены - это крупнейшие дискаунтеры, крупнейшие национальные и международные сети. Поэтому переток покупателей из более дорогих и малых форматов в магазины-лидеры - это естественный процесс".
В идеале ограничивать торговые сети в их наценке должны небольшие магазинчики в формате "у дома", а также фермерские рынки. Однако этого не происходит: количество малых торговых точек сокращается, а продукция с ярмарок зачастую дороже, чем в супермаркетах. По факту продовольственный рынок в России контролируется 4-5 большими сетями, которые могут диктовать цены и поставщикам, и покупателям. Государство регулярно ведет проверку цен на продукты по линии ФАС и даже прокуратуры, но системно эта проблема не решается.