Картинка

Авторские материалы Прошедший через ад и преодолевший невозможное: жизнь и творческий путь Петра Тодоровского

26 августа 2015, 17:20

Сегодня исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося российского кинорежиссера Петра Тодоровского, автора знаменитых картин "Военно-полевой роман" и "Интердевочка". О его фильмах и жизни рассказывает кинообозреватель "Вестей FM" Антон Долин.

Петр Тодоровский был последним фронтовиком отечественного кино - то есть, последним заметным представителем того поколения, которое не только прошло через ад и победило его, преодолев невозможное, но и сумело дать рождение новому гуманизму, вошедшему в противоречие со всей эстетикой и сомнительной этикой сталинских времен. Без них не было бы ни 60-х, ни оттепели, ни всего остального. А без Петра Ефимовича не было бы еще и тех удивительных картин, теплую интонацию которых не спутать ни с чем - как интонацию музыки, которую писал и исполнял на гитаре сам автор.

Родился в маленьком городке на Украине, в начале войны попал в Сталинград, с 1943 - на фронте, прошел всю Европу, был ранен, контужен, закончил войну на Эльбе лейтенантом. Высшее образование получал уже после: в 1954 Тодоровский выпустился из ВГИКа с дипломом оператора. Работал оператором кино и хроники в Молдавии, потом - в Одессе. Дебютировал как режиссер в 1962 вполне еще советской драмой "Никогда", поставленной вместе с Владимиром Дьяченко, сыграл там молодой и прекрасный Евгений Евстигнеев. Но уже в 1965 "Верность" (кстати, кинодебют сценариста Булата Окуджавы) участвует в Венецианском фестивале. А два года спустя одну из лучших и немногих главных своих киноролей в "Фокуснике" Тодоровского играет Зиновий Гердт: это, как и "Верность" - из числа самых чистых и честных фильмов оттепельной поры.

В другом таком фильме, "Был месяц май" Марлена Хуциева, Тодоровский в 1970 снялся в одной из главных ролей. Но это было всего лишь отступлением от генеральной режиссерской линии. Лирические "Городской романс" и "В день праздника" - будто внутренняя подготовка, работа над собой в преддверии важнейшей советской картины Тодоровского - "Военно-полевого романа", который вышел уже в 1983, принес Инне Чуриковой заслуженного "Серебряного медведя" в Берлине и номинацию на "Оскар" режиссеру: эта лента стала и осталась визитной карточкой Тодоровского, ее просмотры в СССР были рекордными - мягкий юмор, ненавязчивая лирическая интонация, победа любви над войной - все это делало ее неповторимой.

Тодоровский поставил один из важнейших фильмов перестройки - смелую и пронзительную "Интердевочку" с Еленой Яковлевой, где снималось советское привычное табу на разговор о сексе, и потом не потерялся, в отличие от многих коллег, в 90-х: в частности, его "Анкор, еще анкор" и "Какая чудная игра" получили статус культовых картин, открыв зрителю целую плеяду молодых талантливых артистов, в том числе Евгения Миронова и Андрея Ильина.

Российская премьера посмертной ленты Петра Ефимовича "Встреча на Эльбе" состоялась в Выборге только что, буквально на днях: картину заканчивала его вдова и соратница, Мира Тодоровская. Зрителям еще предстоит встреча с ней, а значит - судьба Тодоровского-режиссера далека от завершения. Живет она и в работах его сына Валерия, одного из самых талантливых и активных современных продюсеров и постановщиков кино и телевидения.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация