Картинка

Авторские материалы Любимая миллионами: сегодня Людмиле Гурченко исполнилось бы 80 лет

12 ноября 2015, 12:35

Персоны

Сегодня народной артистке СССР Людмиле Гурченко исполнилось бы 80 лет. Всенародную славу ей принесла роль Леночки Крыловой в фильме Рязанова "Карнавальная ночь". Потом были "Двадцать дней без войны", "Вокзал для двоих", "Любовь и голуби" и другие картины. Ее нет с нами, но она и сегодня продолжает оставаться кумиром для очень многих, причем не только тех, кто постарше и привык называть себя ее современником. Об актрисе вспоминает культурный обозреватель "Вестей FM" Григорий Заславский.

В Людмиле Гурченко сошлись, казалось бы, несоединимые вещи: она была такой искусной, что можно даже сказать - еще немного и искусственной: точеная фигурка, которую она сумела сохранить и в зрелые годы, какая-то нездешняя, можно даже сказать, голливудская красота и легкость - тоже почти что сделанная, точно придуманная. И при всем этом она была невероятно естественная, настоящая - наша до мозга костей. Это все - ее природа, экстравагантная, живая, реактивная, она - из тех, кому палец в рот не клади - откусит.

Редкость для нашей актерской и шире - всей кинотеатральной братии - Людмила Гурченко все свои замечательные книжки, полные каких-то веселых подробностей и страшных, очень страшных рассказов о военном детстве, - эти книги она написала сама. Очень жалко, что ее нет, хотя понятно, что жизни не бывает без конца, но она вносила в нашу жизнь представление о стиле, и, кстати, снова глядя на нее, можно было бы сказать, что еще немного - и будет уже чересчур, и у любой другой это было бы точно уже чересчур, а Гурченко удавалось все это нагромождение перьев и ярких, сверкающих платьев и аксессуаров так надеть и пристроить на себе, что выходило естественно.

И еще: кроме таланта актрисы, Гурченко - это сразу видно, когда читаешь или смотришь ее интервью, - хватало самоиронии, ума, именно ума - что, вообще-то, для актрисы редкость, тем более для такой, которая вот так легко танцевала и пела. Так легко было проплясать, прогарцевать всю жизнь, с песенками веселыми... Но она сумела сыграть и драму, и даже военную трагедию - все сыграла, так что можно сказать - прожила счастливую жизнь, любимая миллионами.

В ней, такой легкой и танцевальной, еще не написавшей о своем страшном военном детстве, режиссеры сумели разглядеть трагический талант - стоит вспомнить глаза Гурченко в фильме Алексея Германа "20 дней без войны". А потом - через смешное, через абсолютно цирковую сцену в тесном купе проводников - Эльдар Рязанов дал Гурченко сыграть всю невеселую судьбу ее героини - официантки в привокзальном ресторане... И тут же хочется перебить себя, свои вдруг серьезные о ней воспоминания - в памяти всплывают диалоги из фильма Меньшова "Любовь и голуби", их невыразимо смешную сцену с Ниной Дорошиной. Как же убедительно Раиса Захаровна рассказывала про сахар и соль, про то, что и то и другое - белая смерть, только сахар - сладкая, а соль - нет... Уже, наверное, многие и забыли, из каких это фильмов, а цитатами ее разговаривают, пользуются в жизни.

Она - из тех актрис, которым не страшно было дойти до края, заглянуть за край, перегнуть палку, пренебречь всеми вообразимыми границами и вывернуть в итоге к счастливому финалу - как в "Соломенной шляпке", или как в детском фильме-мюзикле "Мама", или - далее по списку - все роли, которые она успела переиграть.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация