Авторские материалы Боевики ИГ подсели на биткоины
Персоны
Группа хакеров обнаружила в недрах террористической сети "Исламского государства" ИГ несколько счетов с виртуальной валютой. Компьютерные взломщики насчитали у экстремистов по меньшей мере 8,5 тысяч биткоинов. По нынешнему курсу это 3 миллиона долларов. Зачем ИГ криптовалюта и откуда они ее берут, выяснял экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов.
Кибератаку на ИГ совершило малоизвестное сообщество хакеров, недавно отколовшееся от группировки Anonymous. По их словам, так они мстят исламистам за нападения в Париже. В результате интернет-вылазки обнаружилось, что через компьютеры ИГ прошло биткоинов на 3 миллиона долларов - и это лишь пара процентов от общего количества денег. Если верить хакерам, то ИГ хранит в безналичной форме до 15 миллионов долларов. В принципе этой суммы хватает, чтобы прокормить армию из 30 тысяч боевиков. Но у ИГ полно и других текущих расходов: на оружие, топливо, боеприпасы и вербовку новичков. Хранить деньги в полевых условиях сложно, поэтому вполне логично, что биткоин так приглянулся террористам, размышляет эксперт компании "Финам" Леонид Делицын:
"Вот, допустим, продали они нефть, получили какие-то средства, но потратить их они не могут. В банк пойти с этими деньгами сложно. Поэтому любые альтернативные средства хранения денег очень интересны для них. Есть даже мнение, что сама криптовалюта была спроектирована для того, чтобы самые рисковые обладатели денег конвертировали их в биткоины".
Ряд источников уверяет, что средняя "зарплата" боевика ИГ составляет около 350 долларов в месяц - это ровно 1 биткоин по нынешнему курсу, что, опять же, удобно для расчетов. Правда, боевики чаще предпочитают "натуральный обмен". В качестве валюты у них в ходу оружие, золотые изделия или рабыни. По мнению экспертов, биткоин не получит широкого хождения среди террористов, поскольку без надежного доступа к Интернету виртуальный кошелек бесполезен. Скорее всего, ИГ рассматривает криптовалюту как вариант долгосрочных инвестиций. Террористы хранят биткоины в надежде заработать на них в отдаленном будущем, полагает Леонид Делицын:
"Многие надеются, что система, не зависящая от конкретного государства, а только от миллионов добровольцев, которые на своих компьютерах чеканят эти биткоины, она будет, во-первых, устойчивее, чем какие-то национальные валюты. Во-вторых, она не будет находиться под полицейским присмотром, допустим, одного доминирующего государства. В-третьих, что она станет такой же популярной мировой валютой, как, скажем, доллар, поэтому с ней экспериментируют".
В принципе биткоин уже давно получил признание среди разного рода мошенников, наркомафии, торговцев оружием - а теперь еще и террористов. Украсть биткоины практически невозможно - следовательно, боевики должны были получить их относительно мирным способом. Например, в виде пожертвований. Либо добывать их самостоятельно, как это делают другие пользователи. Учитывая то, сколько у экстремистов накопилось биткоинов, скорее всего, в их рядах есть люди, способные создавать вирусы для добычи криптовалюты на чужих компьютерах. То есть ничего не подозревающие пользователи могут поневоле финансировать ИГ, предупреждает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:
"Биткоины - это относительно удобная анонимная валюта, которую сложно отследить. Но как они могли появиться, откуда взялись? Подобные организации сегодня создают так называемые бот-сети для атаки тех или иных компьютерных систем. Сегодня терроризм многоплановый, в том числе и в техническом аспекте. Они пытаются соответствовать веяниям времени. То есть зараженные машины вполне могут заниматься тем, что они обсчитывают криптовалюту".
В обычной жизни использовать биткоин сложно и не всегда выгодно, напоминают эксперты. Курс виртуальной валюты может быть чрезвычайно изменчивым. За одни сутки он может подорожать на сотню долларов, а затем откатиться обратно. В России с биткоинами нужно быть особенно осторожными. Их использование пока ненаказуемо, но может повлечь за собой преследование по статье об отмывании доходов и финансировании терроризма.