Сигналы точного времени Андрей Медведев: "Не должна страна расти на мифах и ненависти!"
Персоны
Глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что количество часов, посвящённых изучению Великой Отечественной войне в школьной программе, должно быть увеличено.
"На историю Великой Отечественной войны сейчас не очень много часов выделено, и я буду с этим сильно бороться, потому что не может быть отечественная история уложена в такое количество часов", - заявила министр.
Ведущие программы и политический обозреватель ВГТРК Андрей Медведев говорят о восприятии отечественной истории молодежью.
Для современной молодёжи 9 мая скорее выходной, чем День памяти. Ура, в школу не надо, дополнительный день к майским каникулам. Как известно, молодёжью в России считаются молодые люди до 30 лет включительно. И те, кто учится сегодня в школах и университетах, не знают героев и даже не имеют представления о том, кто хотя бы в XX веке был для России значимой фигурой, а кто – нет.
А. Медведев: Тут ведь какое дело: чему не научили, того и не знают.
Но уроки истории в школах никто не отменял.
А. Медведев: Ну а кто эти уроки ведёт? Кто написал программы по истории? В стране ведь нет единого учебника истории. У нас в каждой школе по-своему учат детей, по какой-нибудь своей программе, по каким-то своим представлениям. Сегодня в школу пришли те, кому сейчас 35-40 лет. Такие вот преподаватели. Это, кстати, ещё не худший вариант. Хотя они тоже не избавлены от ощущения жизни через призму журнала "Огонёк" образца 1989-1991 годов, где было написано про "кровавые лапы сталинский репрессий" и т.п. Таких ведь людей очень много. И они приходят, учат молодёжь, детей. Они их калечат через своё мироощущение, рассказывая им оголтелые байки про миллионы и миллионы репрессированных Сталиным и про минимум 20 человек, которых он лично "съел". Все эту мифологию рассказывают. Сочиняют на ходу.
Да, в общем, сочинять-то ничего не надо. Давай посмотрим правде в глаза! Миллионы, не миллионы, я не подсчитывала и не изучала архивы настолько подробно, но мы все знаем действительно об энном количестве репрессированных.
А. Медведев: За нас это сделали другие умные люди. Они подсчитали количество репрессированных с 1922 года по 1953 год. Некоторые считают количество с 1921 года. То есть, с момента образования СССР и по 1953 год. Всего за эти годы, по данным общества "Мемориал", которого мы очевидно не можем заподозрить в какой-то особой любви к Иосифу Виссарионовичу Сталину, и, кстати, эти данные не сильно расходятся с данными историка В. Земскова, который тоже работал на эту тему. Его минимальная цифра – что через лагеря ГУЛАГа прошло 9,5 млн человек за 30 лет. Не за год и не за два, а за 30 лет, с 1921 по 1953 годы. По данным общества "Мемориал", таких было 14 млн человек.
Это мало? Все равно речь идёт о миллионах?
А. Медведев: С учётом того, что сегодня в России в тюрьмах и лагерях сидит примерно миллион человек, а если поднять статистику с 1991 года, то есть, с момента образования новой России, то получится чудовищная цифра. Что тюрьмы и лагеря за время ельцинско-путинского правления, то есть за 25 лет, прошло (в пиковые годы было по 1,5 млн человек осуждённых в год) 30 млн человек. Да Сталин вообще просто… Это как цифры повернуть, как вы их трактуете.
Что касается граждан, к которым была применена высшая мера наказания, то максимальное число таких – 850 тысяч за 30 лет. Мало ли это? Нет, конечно. Потому что за каждой цифрой живой человек с его семьёй, с его переживаниями. Не все эти люди были власовцами, полицаями, не все они были врагами Советской власти. Понятно, что очень многие фабриковали дела, потому что звёздочки хотелось на погоны. Но истерить по этому поводу к чему? 850 тысяч – это огромная цифра. Два пиковых года по расстрелам – это 1937 и 1938 год. Там где-то по 350-360 тысяч человек расстреливалось в год. Потом в конце 1938 года назначают Л. Берию наркомом внутренних дел, и начинается так называемая "бериевская амнистия", о чём, кстати, многие не помнят.
Вообще, для чего нужна история и зачем её учить? И как её учить? Это очень хорошо демонстрирует последняя ситуация с гражданином Денисом Карагодиным, который начал копать и раскапывать, кто же репрессировал его дедушку, кто же расстрелял.
Внушительные списки приводят, в которых десятки и десятки человек.
А. Медведев: Интересно, что он и про своего дедушку довольно подробно рассказывает. Судя по всему, из тех данных, которые сам гражданин Д. Карагодин выкладывает, предлагая всем, причастным к смерти дедушки, покаяться, дедушка его был: а) кулаком, врагом Советской власти; б) воевал на стороне японцев в конце августа – начале сентября 1918 года. Исполнительный комитет Амурской области, куда он входил, вошёл в альянс с антибольшевистскими силами. После этого он в составе сводного отряда из японских, американских, русских и китайских войск под общим командованием генерал-майоров Ямады и Юхары принял участие в наступлении на территорию, контролируемую большевиками: на город Благовещенск, город Свободный и иные населённые пункты региона. Значит, этот "товарищ" Карагодин Степан Иванович в составе казачьего штурмового отряда штурмовал город Благовещенск. А после взятия города принимал участие в арестах большевиков. Я ничего не сочиняю, а цитирую текст Карагодина-внука, который сейчас призывает всех массово покаяться перед ним лично, перед его дедушкой и т.п.
Одна девушка даже на это повелась и побежала каяться. Мне интересно, сам гражданин Карагодин не желает покаяться за то, что его дед был карателем, который воевал на стороне японских оккупантов? Нет у него такого желания: пойти и покаяться? Судя по тому, что пишет сам Д. Карагодин, по свидетельству члена ВКП (б) Михайлова Иван Михайловича, "товарищ" Карагодин старший сообщал, что ненавидит советскую власть, и ненависть отца передалась его детям, и в 1922 году его сын, с которым И. Михайлов учился вместе в политехникуме, говорил, что "повырежем вас всех скоро".
Причём Денис Карагодин намерен продолжать и хочет привлечь к уголовной ответственности всех причастных к гибели прадеда: от верхушки Политбюро до тех, кто расстрелял его деда.
А. Медведев: Ну, понятно, что Денис Карагодин – это человек-функция, это политический проект. Сам он его затеял, не сам, но из ничего ничего не бывает. Понятно, что украинский журналист Мустафа Найем, когда он писал и созывал людей на Майдан, чтобы те брали зонтики, одевались потеплее, выходили к Монументу независимости, был просто неким мегафоном, этакой чёрной тарелкой на стене, откуда раздавался голос бандеровского информбюро. Когда он взывал к людям, чтобы те пошли на площадь. То же самое и с Денисом Карагодиным. Это абсолютный человек-функция, абсолютный человек-провокация. Давайте всех осудим! Начните с себя, товарищ Д. Карагодин! Начните с покаяния за своего деда, который был белогвардейским карателем, расстреливавшим большевиков вместе с японскими оккупантами, которых в итоге советская власть выгнала с Дальнего Востока. Вместе с японцами он занимался тем, чем занимался.
Вопрос, был ли он японским шпионом? А мы откуда знаем? Мы дело видели? Мы видели все показания? Вот товарищ Д. Карагодин полагает, что этого не было, что это всё враньё. Человек, который воевал под командованием японцев, мог быть завербован?
Теоретически мог, да и практически тоже.
А. Медведев: И практически мог. Мы же не знаем, какие были показания. Вот если это дело полностью от и до опубликуют, его будет очень интересно почитать.
В прошлом эфире мы говорили, что невозможно быть наполовину фашистом и наполовину антифашистом, но вот Денис Карагодин может быть наполовину расследователем гибели своего деда. И он хочет всех от верхушки Политбюро привлечь.
А. Медведев: А можно ли поверить в то, что он может быть наполовину расследователем?
Кстати говоря, он очень закрытые документы каким-то образом в ФСБ получил. И когда правнучка человека, расстреливавшего его деда, повинилась, он сказал: "Ну, ладно, тебя я прощаю". Какая-то непоследовательность в его действиях?
А. Медведев: Почему же? Очень даже последовательность. Это нормальное поведение. Человек не хочет копаться в биографии своего деда, не хочет разбираться, кого расстрелял его дед. Но при этом он хочет миловать и карать: тебя я прощу, а до вас я доберусь.
Так что изучение истории полезно, не только истории Великой Отечественной войны, к чему призывает наш министр Васильева, хотя бы потому, что это иногда помогает развивать критическое мышление. Но в случае с Денисом Карагодиным этого не произошло, хотя ещё не всё потеряно.
А вообще, если литература даёт очень важные смыслы в отношении к жизни, в её восприятии, то история даёт человеку корни. Только история даёт человеку корни. Только она даёт человеку связь с землёй. Даёт ему понимание того, что на этой земле, в этой стране, здесь, в России, его предки сто, двести и тысячу лет назад, люди, которых он никогда не знал, мужчины и женщины его рода, его крови жили, трудились, строили, создавали, сражались и умирали за свою страну, не предавали свою страну, ради того, чтобы сегодня этот маленький человек, школьник жил. Ради того, чтобы он сегодня ощущал себя человеком свободным и гражданином именно России. Потому что желающих Россию попилить было очень и очень много. И история как раз, если она правильно преподаётся, если она не преподаётся в стиле "красные" против "белых" или "белые" против "красных", даёт понимание этого.
Фраза о том, что история часто пишется в угоду власти, конкретно здесь и сейчас находящейся и правящей той или иной страной, очень часто цитируется в Интернете. Так как мы в итоге к единому учебнику истории должны прийти и как он должен выглядеть?
А. Медведев: Эпоха Интернета создала твиттерное мышление в сто с небольшим знаков и поэтому стали пользоваться популярностью всякие дикие, оголтелые, сочинённые кем-то цитаты, которые привязываются к кому-то.
Я вообще против этой фразы, что история пишется в угоду власти. В эпоху СССР, понятно, был классовый подход к восприятию истории, и он зачастую давал довольно искажённую картину. Потому что агент польского престола и Ватикана, судя по всему, Иван Болотников в советской историографии превращался в борца за народное счастье и предводителя крестьянского восстания. И никто не задумывался, откуда у этого человека взялись мешки золота, чтобы покупать запорожских казаков, с которыми он шёл на Москву в разгар Смуты. То же самое касалось и Степана Разина. Очень сомнительный персонаж. Или восстание А. Автобачи, война в Коканде 1875 года тоже назывались движением народных масс против царизма, хотя на самом деле это были обыкновенные боевики-джихадисты, чистый ИГИЛ XIX века, никакой разницы.
Да, был классовый подход, но, тем не менее, в советской истории в общем и целом место нашлось всему. Пожалуй, единственное событие, которому достойного места не нашлось именно в советских школьных учебниках истории, это первая мировая война. Что тоже было неправильным. Но в угоду ли власти? Наверное, да. Какие-то политические цели в формировании идеологии они преследовали. Но проблема ли это только большевиков? Скажем, Романовы тоже активно сочиняли мифологию вокруг Ивана Грозного, чтобы доказать, что всё предыдущее правление неких царей в России было лишь тёмными временами, прологом к приходу светлого семейства Романовых. Вот и Ельцин-центр также убеждает людей, что до Ельцина ничего хорошего в России не было. Я не политик и не могу сказать, о чём думают политики, когда они принимают какие-то не совсем обдуманные решения.
Как может выглядеть единый учебник истории?
А. Медведев: Он очень просто может выглядеть. Никакого раздрая в понимании, каким он должен быть, нет. Если есть чёткое понимание того, что, что бы на этой огромной территории от Калининграда до Камчатки ни происходило, это всё история одной страны, это всё путь одной страны, движение одной страны от какой-то точки к какому-то будущему, то тогда всё становится на свои места. Тогда становится просто понять, что не так уж и важно: "красные" или "белые", не так уж и важно: Александр III или Иосиф Сталин, но и там и там была одна страна, и там и там были одни враги, и там и там у страны были одни задачи. И не важно, во времена Ивана Грозного или во времена Владимира Путина объявили нам санкции, причём примерно те же самые ребята, что тогда, что сейчас. Вот такое должно быть линейное восприятие истории. Без противопоставления одних другим, без классового подхода, без истерик по поводу репрессий, без восхищения Россией в 1908 году, без всех известных штампов. Надо объективно написать обо всём.
Полностью беседу с Андреем Медведевым слушайте в аудиофайле.
Сигналы точного времени. Все выпуски
- Все аудио
- Час с психологом