Сигналы точного времени Общественное порицание - действенный метод наказания?
Хамы на дороге стали постоянными "героями" новостных сводок. Вот, например, самые громкие случаи за последнюю неделю:
Мара Багдасарян 40-й раз попалась на камеры за месяц на свободе, гоняя по Москве. За день она попалась на превышении скорости шесть раз, в том числе разгоняясь более чем на 80 километров свыше установленного предела.
Возбуждено дело по факту смерти мужчины, которому медики в Петропавловске-Камчатском не смогли оказать помощь из-за автомобиля, перекрывшего проезд во дворе . Машину скорой помощи к подъезду не пропустила иномарка с женщиной за рулем и неадекватным пассажиром, который еще и угрожал врачам. Не помогли ни сирена, ни уговоры родственников больного.
В студии – автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.
Фамилия Мары Багдасарян не сходит с новостных полос. А ведь таких, которые уклоняются от ответственности, которых не замечают на дорогах, кто гоняют, по-прежнему миллионы.
И. Моржаретто: Статистики по этому вопросу нет никакой. Типа на 50 автохамов приходится 1000 правильных водителей. Все мы время от времени нарушаем, но кто-то это делает очень скромно, боязливо и в пределах каких-то возможных люфтов (превышение разрешённой скорости, например, на 19 км в час). Ну а кто-то это делает нагло, что называется на публику, изо дня в день. И потом получается, что у человека сотни штрафов. Но здесь он сам виноват.
Есть очень условная статистика по данному вопросу у страховых компаний. Они говорят, подсчитывая количество ДТП и нарушений, что примерно 3-4 процента водителей можно отнести к категории тех, кто водит плохо, опасно для окружающих и самих себя.
Есть ещё одна цифра, от которой можно тоже плясать. На долю этих 3-4 процентов водителей приходится примерно 30 процентов ДТП, в числе которых самые тяжёлые и с самыми грустными последствиями. Поэтому говорить о миллионах нарушителей не стоит, сегодня в России за рулём примерно 45 млн человек. Если подсчитать из этого количества 3-4 процента, то получится примерно миллион. Но все равно эта цифра сильно не радует. Получились не миллионы, а миллион. Конечно, с ним что-то надо делать. Во-первых, в головах. Во-вторых, что-то надо совершенствовать и в законодательстве тоже.
Насколько на самом деле эффективно общественное осуждение автохамов. Кажется, что в случае с Марой Багдасарян оно вообще не эффективно. Её ведь никто не знал до тех пор, пока она не попала в новостные сводки. А теперь она звезда Инстаграм.
И. Моржаретто: Я с ней лично не знаком, но её появление на нашем небосклоне вызывает у меня массу вопросов. Откуда она? Потом она несчастная девушка, которая года два назад попала в жуткую автокатастрофу, в которой погибли несколько человек. Она выжила, год лечилась. Говорят, её очень тяжело восстанавливали. И после этого она продолжала и продолжает носиться? Это уже сильно странно. Что она и кому доказывает в своей жизни, я не очень понимаю. Мне вообще не понятно поведение людей, которые демонстративно нарушают правила и выкладывают об этом информацию сами в Инстаграм, в Перископ, куда угодно ещё. То есть, сами на себя доносят. Зачем эти люди это делают, я не очень понимаю. Только за последний год таких громких случаев было немало. Кто-то проехал по ступенькам МГУ и показал, какой он крутой, – его лишили прав. Кто-то устроил дрифт на Ленинских горах – его тоже лишили прав. Молодые люди на "Мерседесе" покатались по Ленинскому проспекту – уголовная статья. И люди, которые продолжают сами на себя выкладывать в разные сети компромат, заставляют меня сильно недоумевать по поводу их умственных способностей.
В последнее время, как мне кажется, наши правоохранительные органы показали, что они всё-таки работают. Целый ряд тех, кого мы называем "мажорами", реально оказались: кто – за решёткой, кто – на 15 суток попал, кто метёт улицу и по сей день, кто лишился прав.
А с чем можно связать, что полицейские стали работать лучше в этом направлении и, главное, в отношении такой категории граждан? Или к ним поступило указание сверху?
И. Моржаретто: Наверное, произошло одновременное какое-то движение. Что называется, критическая масса и сверху, и снизу переполнилась. Иначе сказать, достали.
Ну и потом человек, который служит в полиции, может быть хорошим, плохим, но чувствовать себя полным идиотом, наверное, не нравится никому. А их именно выставляют полными идиотами: что ты тут стоишь, вот тебе три рубля, стой дальше и смотри в другую сторону. Наверное, у любого человека должно быть какое-то чувство собственного достоинства. Видимо, оно взыграло на всех уровнях примерно в один момент. И начали ловить и останавливать.
Потом все наши разговоры о безграничных возможностях человека при деньгах тоже какие-то искусственные.
Какое бы чувство гордости и достоинства ни взыграло у лейтенант полиции, который стоит с жезлом, он все равно, к сожалению, никто и звать его никак перед тем генералом, который позвонит ему сверху и скажет, что такого-то отпустить. Эта схема всегда работала в России, продолжает работать и будет работать, наверное?
И. Моржаретто: Эта схема в последнее время, похоже, даёт сбой. И подтверждением этого является следующая история. Мне несколько месяцев назад задали вопрос: можно ли в Москве купить права или договориться насчёт сдачи экзамена. Я ответил, что не знаю. И начал выяснять, как сейчас работает система сдачи экзаменов на водительские права в Москве. Выяснилось, что, наверное, всё-таки можно купить права. Но это так опасно и так сложно, что я бы никому не советовал это делать. Потому что сегодня в ГИБДД существует очень серьёзная система ротации сотрудников. Ни один начальник приёмной комиссии не знает, в каком округе сегодня он будет принимать экзамены и кто у него будет в подчинении. Такого, чтобы была какая-то бригада во главе с полковником, у которого в подчинении подполковник и десять инструкторов, которых он лично знает долгое время, с которыми праздники отмечает, дружит семьями и может договориться, нет.
Плюс всё время работают сотрудники под прикрытием из службы собственной безопасности, и никогда не знаешь, кто из них где. Потому что это новые люди каждый день. Может быть, среди этих людей и есть такие, кто готов взять деньги, но все они жутко боятся друг друга.
Почему "золотая молодёжь", несмотря на то, что её ловят, отнимают права, продолжает нарушать и нарушать. Не происходит ли здесь какая-то романтизация нарушителей. Чем мы больше о них говорим, тем больше многие воспринимают образ нарушителя, как образ романтика, который приподнялся над общественными правилами.
И. Моржаретто: Может быть, в лихой езде и присутствует такой элемент, как выброс адреналина, который для кого-то является очень важным, чтобы поддерживать себя в тонусе. Но вообще-то есть Правила дорожного движения, есть законы. И самое главное – даже не строгость закона, а обязательность его применения. Поэтому, есть возможность, выбрасывай адреналин где-то на пустынной дороге, а ещё лучше на треке. В Подмосковье есть примерно с пяток мест, где можно погонять. Есть места, где можно погонять от души, во всех регионах России. В Смоленске, в Нижнем Новгороде, в Казани и других. Возьми машину и гоняй там, сколько тебе хочется.
Но улицы и дороги созданы для других вещей, там это демонстрировать не надо. Потому что тут ты не один, тут ты живёшь в социуме и изволь выполнять правила.
Возможность погонять на спецплощадках и возможность самовыразиться людям, которые не хотят быть такими, как все, – разве это не разные проблемы? Если построить в Москве площадку "для погонять", Мара Багдасарян вряд ли туда поедет. Потому что там будут собираться все те люди, которые хотят погонять. А она ведь не такая, как все, поэтому она хочет выделяться там, где её заметят. А на площадке её не заметит никто.
И. Моржаретто: Она уже достаточно выделилась. Её более чем заметили. Маре Багдасарян уже 600 часов надо отработать на уборке улиц. Она отсидела 15 суток, потом ещё 10 суток. Что ей ещё надо доказывать? Практика показала, что, да, у неё папа – большой начальник, "колбасный король", но она все эти сроки получила реально.
А права-то всё ещё при ней?
И. Моржаретто: Подозреваю, что права при ней сильно временно. В России есть хорошие законы, в соответствии с которыми, если их правильно применить, можно сделать так, чтобы человек с подобными наклонностями на улицу не выехал. Есть законная процедура, когда человеку могут приостановить действие прав по медицинским показаниям. Если М. Багдасарян жалуется, что у неё всё время боли, что она тяжелобольная девушка, то есть список противопоказаний, по которому по решению суда можно провести медицинское освидетельствование и оставить её без прав. Думаю, что эти процедуры в отношении М. Багдасарян дальше пойдут. Они работают по всей стране, например, в отношении людей, которые были пойманы в состоянии наркотического опьянения при управлении автомобилем. Были также несколько дел, когда в регионах несколько тысяч людей лишились прав, потому что состояли на учёте как алкоголики. То есть, процедура есть, она достаточно отработана, ничего нового придумывать не надо.
У нас в одно время Кутузовский проспект вдруг превратился в гоночную трассу. Там каждый день кто-то гонял и через день кто-то бился. Но у ГИБДД есть же прописанный алгоритм, что нужно делать с человеком, который несётся 200 км в час по Кутузовскому, как его останавливать, не создавая аварийную ситуацию и проблем для других. Почему они им не пользуются? Почему смотрят на многое сквозь пальцы? Вроде бы в последнее время начали ловить, появилась в Москве система "Пит-стоп". Она была опробована осенью, и с марта её запустят в полном объёме. Это, когда дежурят экипажи ДПС недалеко от мест установки камер, которые ставят в те места, где гоняют такие люди. Соответственно, как только камера зафиксировала "гонщика", тут же выскакивают один или два экипажа ДПС, фиксируют нарушение, останавливают нарушителя и прощайте, как минимум, прав. Системы такие вроде как появились, начали любителей погонять ловить, и сейчас в Москве совсем сумасшедших на улицах практически не видно, хотя неадекватные встречаются.
Что-то в стране меняется. По своему опыту как водитель могу сказать, что количество хамов на дорогах всё-таки уменьшается. И, наоборот, приветствуется то, что раньше было смешным. То есть, если ты пропускаешь человека, который выезжает с узенькой улочки, он тебя благодарит мигалками. Приятно тебе и приятно ему. И это уже стало нормой во многих городах.
Говоря об автохамах, было такое предложение, что машины, которые мешают проезду "скорой" и машинам МЧС во дворах, можно было таранить. Как можно относиться к подобной инициативе?
И. Моржаретто: Инициатива эта очень странная. Принимать такое нельзя. Это все равно, что предложить тем, кто шумит на улицах, вырывать языки. Данная инициатива находится вообще вне правового поля.
Но, с другой стороны, сегодня, если едет пожарная машина и видит, что автомобиль мешает, то нормальный руководитель пожарного расчёта в этой ситуации сделает всё, чтобы проехать, если речь идёт о спасении людей. Есть правила и у всех автомобилей спецслужб есть специальная страховка, которая позволяет им в экстренных случаях нарушать Правила дорожного движения. То есть, человек может пойти на то, чтобы сдвинуть как-то, причинив какой-то минимальный вред, автомобиль, который мешает проехать машине пожарной команды. И специальных разрешений никаких не надо. Нужна только добрая воля людей и понимание, что жизнь человека важнее всего.
Поговорим о том, что произошло в Петропавловске-Камчатском.
И. Моржаретто: Давайте не будем говорить о Петропавловске-Камчатском, потому что там несколько мутная история. На самом деле врачам оставалось 15 метров до подъезда, но медики 10 минут сидели в машине и ждали, пока один "принципиальный" водитель ругался с другим "принципиальным" водителем. Я прослушал их перепалку несколько раз. Так вот, тот человек из машины, которая как бы "не пропускала", говорит, что он прижался, чтобы автомобили могли разъехаться. Что он стоит так, потому что ему некуда деться. И просит "скорую" проехать справа от него. На что водитель "скорой" требует, чтобы ему дорогу всё-таки уступили. То есть, это реально два барана: с одной стороны, водитель и пассажир легкового автомобиля, с другой – медики, которые просто сидели и ждали, чем это закончится. Хотя могли пробежать эти 15 метров за 30 секунд.
Говорят, что у них тяжёлое реанимационное оборудование было в машине?
И. Моржаретто: Но они же все равно его понесли бы на второй этаж. Или медики рассчитывали, что автомобиль с ними заедет на второй этаж?
На этой истории уже потоптались все, кто мог и не мог. Главный наш популист В. Жириновский выступил даже с новыми предложениями по наказанию автохамов. Он предложил конфисковывать у автохамов транспорт, а также накладывать на них штрафы в пользу семьи потерпевшего размером до 1 миллиона рублей.
И. Моржаретто: Предложений много диковинных раздавалось. И конфискация автомобиля, и привлечение того, кто не пропустил, по уголовной статье как за "непредумышленное убийство", хотя некоторые говорили, что можно и как за "умышленное убийство". На самом деле таких случаев, когда не пропустили "скорую помощь", не так много, они единичны.
Больше всего я боюсь ситуаций, когда по поводу какого-то резонансного случая тут же начинают выступать люди, многие из которых просто хотят попиариться, и предлагать усилить наказание. За последнее время я не помню, чтобы кто-то говорил, а давайте придумаем какие-то меры. Обычно говорят: "усилить", "ужесточить", "наказать", "посадить", "конфисковать", "отобрать", "отрубить".
Надо в каждой конкретной ситуации разбираться. Когда случилась ситуация в Петропавловске-Камчатском, все начали кричать, какие они негодяи, эти люди из легкового автомобиля. Их были готовы всей страной пойти и дружно побить как минимум. Они сейчас, насколько мне известно, прячутся. Потом разобрались и выяснили, что что-то тут не то.
Вспомним ситуацию, когда два месяца назад в жуткой аварии погибли дети в автобусе в Югре. Многие люди, особенно облечённые властью, наши законодатели, начали кричать о необходимости ужесточить правила перевозки детей. Детей плохо возят, поэтому они гибнут. Но сейчас что-то вообще все молчат по этому поводу. Разобрались. Оказалось, что на тягаче везли негабаритный груз. Поэтому здесь вообще надо разобраться, кто его разрешил грузить и кто его разрешил в ночь везти по дороге общего пользования. За этот негабаритный груз (контейнер) и зацепился автобус. И правила перевозки детей тут оказались не при чём. Поэтому в каждой ситуации надо разбираться тщательно и спокойно. А потом только говорить, что в данной ситуации случилось то-то и то-то, виноват тот-то и тот-то. И если есть проблема, что кто-то не уступил дорогу "скорой помощи", то давайте собирать статистику, сколько раз такое случалось в течение полугода. Я таких случаев очень мало знаю, реально мало. Но они бывают. Если мы считаем, что их слишком много, то будем ужесточать наказание. Сейчас это 500 рублей и лишение прав до 3 месяцев. Можно рассмотреть вариант лишения прав до 6 месяцев и увеличения штрафа до 5000 рублей.
Хотя сейчас реально это будет штраф в 5000 рублей. Вводится новая статья в КоАПе "Опасное вождение". И там один из признаков "опасного вождения" – не уступил дорогу автомобилю со спецсигналом. Наказывается штрафом в размере 5000 рублей. Надо посмотреть, как это будет работать. А конфисковывать автомобиль? Подобные предложения по разным поводам раздаются уже лет 20. Просто меня очень "радует", когда с таким предложением выступает как бы юрист. Потому что можно было для начала почитать Конституцию и Гражданский кодекс РФ и понять, что такое предложение очень трудно воплотить на практике. А если взяться его воплощать, то надо переписать полконституции вместе с Гражданским кодексом. И когда это начнёшь делать, то задумаешься, а зачем, стоит ли овчинка выделки.
Мне кажется, что те законы, которые есть, во-первых, начинают применять правильно, что у нас всё-таки избирательность при их применении уходит потихоньку в прошлое. Во-вторых, всё-таки люди перестают чувствовать, что если я – мажор, то мне всё позволено. Мне как водителю субъективно кажется, что водить стали лучше, хотя и есть отдельно взятые индивидуумы, которое такое творят. Постепенно накапливаются традиции вождения, люди всё больше начинают выезжать за границу, камеры сыграли свою роль. Кому нравится платить штрафы? Никому. Да и культурка кое-какая появляется. Становится понятным, что если ты водишь спокойно и по правилам, ты быстрее доедешь.
Окончание беседы с гостем слушайте в аудиофайле.
Сигналы точного времени. Все выпуски
- Все аудио
- Час с психологом