Слово за вами Обучение на дому готовит поколение фрилансеров и интровертов
Персоны
Все больше семей в России берутся учить своих детей самостоятельно и дома Сегодня уже более ста тысяч российских детей не ходят в школу: они получают образование в домашних условиях. Семейная форма образования вполне законна и прописана как в действующем законе "Об образовании", так и в его новой версии, проект которой сейчас размещен на сайте Министерства образования и науки, право выбора формы обучения остается за родителем.
Почему мы не хотим, чтобы наши дети ходили в школу? От чего мы таким образом хотим их защитить?
Об этом рассказали гости студии Радио "Вести ФМ" - Галина Мисютина, директор Центра интенсивных технологий образования, и Сергей Бебчук, директор Лиги школ.
Быстренин: Я приветствую директора Центра интенсивных технологий образования Галину Мисютину. Галина Алексеевна, здравствуйте. А также у нас в гостях директор "Лиги школ" – это учебное заведение для одарённых детей – Сергей Бебчук. Сергей Александрович, здравствуйте. Галина Алексеевна, насколько я понимаю, вы как раз занимаетесь тем, что помогаете организовать домашнее обучение.
Мисютина: Да.
Быстренин: Расскажите подробнее, что это вообще такое и что оно подразумевает? И как на такую форму обучения можно перейти?
Мисютина: Мы в нашем центре не так давно организовали центр домашнего обучения, который как раз и занимается этими проблемами. Вообще, это тенденция не только в нашей стране, не связанная с состоянием системы образования в нашей стране, это мировая тенденция. То есть количество детей, которые переходят на домашнее обучение, увеличивается во всём мире.
Быстренин: А с чем это связано, на ваш взгляд?
Мисютина: Это связано с изменениями, которые происходят вообще в мире, с появлением Интернета. Это связано с тем, что мы сейчас уже живём в постиндустриальном обществе, и это тоже ставит совершенно другие задачи перед системой образования. Так как индустриальное общество, вообще, та школа, которая сохранилась до сих пор, по своей парадигме – это олицетворение индустриального общества. Потому что обществу в то время нужен был стандартный человек с некоторым стандартным набором знаний и умений. И система образования готовила именно такого человека.
Быстренин: Много желающих у нас в Москве перевести детей на такую форму обучения?
Мисютина: Много. А главная тенденция – их становится всё больше.
Быстренин: Сергей, в чём вы видите плюсы и минусы такой формы обучения, как, так сказать, практикующий педагог? Какие преимущества и недостатки она в себе таит?
Бебчук: К нам в школу ежегодно в седьмой класс приходят приблизительно 20 процентов детей, которые до седьмого класса в школе не учились.
Быстренин: Так.
Бебчук: Они отличаются от тех, кто в школе учился.
Быстренин: В какую сторону?
Бебчук: Они отличаются, с одной стороны, в сторону нам приятную. Они более раскрепощённые, они лучше умеют формулировать свои мысли, они более начитанны, но при этом есть масса проблем, связанных с учёбой. У них гораздо меньше воспитана сила воли. То есть, например, в учебной деятельности такое понятие, как "надо" или "заставить себя что-то сделать", – для них является иногда непреодолимой задачей.
Полностью слушайте в аудиоверсии.