Картинка

Интервью Николай Бердяев: от марксизма к идеализму

21 декабря 2013, 18:23

Персоны

Исторический обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко беседовал о русском философе Николае Бердяеве с доктором философских наук Александром Ципко.

Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Здравствуйте. Сегодня мы поговорим об истории русской философской мысли под знаком, если так делать впечатляющий заголовок, "Россия в поисках себя". И разговаривать мы будем о Николае Бердяеве - великом русском философе, личности весьма интересной и противоречивой и, к сожалению, мало что широкой общественности говорящей, с точки зрения его мыслей трудов и того, как это все у него  менялось на протяжении жизни.  Наш гость сегодня - доктор философских наук Александр Ципко. Александр Сергеевич, добрый день.

Ципко: Добрый день.

Светенко: Действительно, вот если взять просто навскидку труды Николая Александровича Бердяева, то там почти в каждом заголовке о смысле - смысл творчества, смысл истории. Смысл - вот в этом смысле получается, что это не слово-паразит, а что-то такое ключевое, корневое чем человек был озабочен, а при этом стал фигурой если не карикатурной на протяжении советской эпохи, но что-то вот под знаком "бердяевщина", вот что-то такое, значит, ну не очень серьезное. А если копнуть глубже, то получается - начинал как марксист, потом превратился в религиозного философа, а потом уже стал каким-то в глазах советской власти ну закоренелым консерватором. И вот, наверное, вокруг этого - что такое консерватизм тоже, какие-то прочтения разные имеет.

Ципко: Его судьба философская, в общем, очень близка судьбе Сергея Булгакова, Семена Франка. У Сергея Булгакова есть вообще такая книга, труд "От марксизма к идеализму". Вот я помню, студентом философского факультета, они вообще сыграли в моей жизни роковую роль. Учили нас русской философии и, сами того не желая, в советское время превратили в антисоветчиков. Потому что в чем смысл, ну то, что называлось "бердяевщиной" и так далее. Они, во-первых, не просто перешли от марксизма к идеализму, а они практически, ну во главе с Бердяевым, с него начинаются знаменитые "Вехи", выступили ну как бы родоначальники русского такого либерального консерватизма. "Вехи", веховская идеология - это реакция на первую революцию, критика революционизма, интеллигенции, и в первый раз, правда, не у Бердяева, а у Семена Франка развернутая критика марксистского учения о революции. И вообще вот этот русский консерватизм, надо вообще понимать, что консерватизм - это не самостоятельное учение, он всегда возникает как реакция на революцию. Вот французский консерватизм, де Местр, который, кстати, является, наверное, в какой-то степени учителе и отцом Бердяева, это реакция на французскую революцию. А наш русский родной консерватизм - это реакция на революцию 1905-1907 года и показ того, к чему может повести вот это желание воплотить в жизнь какую-то мечту. И Бердяев, кстати, показал, что вот обожествление вот этой идеи коммунизма приводит к жутким катастрофическим последствиям. Самое главное - обесценивается жизнь людей, которые живут сегодня, потому что они ничего не стоят по сравнению с этим красивым будущим, и появляется моральное оправдание уничтожения того, что есть. И вот эта вся жуткая наша революция 17-го года, правда, сейчас опять она будет у нас великая... Еще тогда, в 1909 году, Бердяев и особенно Семен Франк показали: это кончится просто тем, что во имя будущего будут уничтожать. Сначала будут уничтожать правящий класс, а потом будут уничтожать даже рабочих и крестьян, потому что это же рабочие и крестьяне, которые выросли в капиталистическом обществе и которые не дошли до будущего. Вот смысл веховской идеологии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация