
Интервью Николай Бердяев: от марксизма к идеализму
Персоны
Исторический обозреватель радио "Вести
ФМ" Андрей Светенко беседовал о русском философе Николае Бердяеве с
доктором философских наук Александром Ципко.
Светенко:
У микрофона Андрей Светенко. Здравствуйте. Сегодня мы поговорим об истории
русской философской мысли под знаком, если так делать впечатляющий заголовок,
"Россия в поисках себя". И разговаривать мы будем о Николае Бердяеве
- великом русском философе, личности весьма интересной и противоречивой и, к
сожалению, мало что широкой общественности говорящей, с точки зрения его мыслей
трудов и того, как это все у него менялось на протяжении жизни. Наш
гость сегодня - доктор философских наук Александр Ципко. Александр Сергеевич,
добрый день.
Ципко: Добрый день.
Светенко: Действительно, вот если взять
просто навскидку труды Николая Александровича Бердяева, то там почти в каждом
заголовке о смысле - смысл творчества, смысл истории. Смысл - вот в этом смысле
получается, что это не слово-паразит, а что-то такое ключевое, корневое чем
человек был озабочен, а при этом стал фигурой если не карикатурной на
протяжении советской эпохи, но что-то вот под знаком "бердяевщина",
вот что-то такое, значит, ну не очень серьезное. А если копнуть глубже, то
получается - начинал как марксист, потом превратился в религиозного философа, а
потом уже стал каким-то в глазах советской власти ну закоренелым консерватором.
И вот, наверное, вокруг этого - что такое консерватизм тоже, какие-то прочтения
разные имеет.
Ципко:
Его судьба философская, в общем, очень близка судьбе Сергея Булгакова, Семена
Франка. У Сергея Булгакова есть вообще такая книга, труд "От марксизма к
идеализму". Вот я помню, студентом философского факультета, они вообще
сыграли в моей жизни роковую роль. Учили нас русской философии и, сами того не
желая, в советское время превратили в антисоветчиков. Потому что в чем смысл,
ну то, что называлось "бердяевщиной" и так далее. Они, во-первых, не просто
перешли от марксизма к идеализму, а они практически, ну во главе с Бердяевым, с
него начинаются знаменитые "Вехи", выступили ну как бы родоначальники
русского такого либерального консерватизма. "Вехи", веховская
идеология - это реакция на первую революцию, критика революционизма,
интеллигенции, и в первый раз, правда, не у Бердяева, а у Семена Франка
развернутая критика марксистского учения о революции. И вообще вот этот русский
консерватизм, надо вообще понимать, что консерватизм - это не самостоятельное
учение, он всегда возникает как реакция на революцию. Вот французский
консерватизм, де Местр, который, кстати, является, наверное, в какой-то степени
учителе и отцом Бердяева, это реакция на французскую революцию. А наш русский
родной консерватизм - это реакция на революцию 1905-1907 года и показ того, к
чему может повести вот это желание воплотить в жизнь какую-то мечту. И Бердяев,
кстати, показал, что вот обожествление вот этой идеи коммунизма приводит к
жутким катастрофическим последствиям. Самое главное - обесценивается жизнь
людей, которые живут сегодня, потому что они ничего не стоят по сравнению с
этим красивым будущим, и появляется моральное оправдание уничтожения того, что
есть. И вот эта вся жуткая наша революция 17-го года, правда, сейчас опять она
будет у нас великая... Еще тогда, в 1909 году, Бердяев и особенно Семен Франк
показали: это кончится просто тем, что во имя будущего будут уничтожать.
Сначала будут уничтожать правящий класс, а потом будут уничтожать даже рабочих
и крестьян, потому что это же рабочие и крестьяне, которые выросли в
капиталистическом обществе и которые не дошли до будущего. Вот смысл веховской
идеологии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью